Методическое обеспечение исследования памяти в различных видах деятельности
Упорядочивание геометрических фигур (по Е.В.Заике) [13].
Исследуется зависимость запоминания материала от сочетания двух факторов: степени привычности (знакомости) его элементов и содержательности (сложности) способов деятельности с ним. Степень привычности материала задается специальным подбором его элементов таким образом, чтобы среди них были представлены как хорошо знакомые, "естественные" фигуры, соответствующие целостным эталонам памяти и легко вербализуемые, так и редкие, мало знакомые фигуры, соответствующие фрагментарным эталонам памяти и практически не вербализуемые (или вербализуемые лишь приблизительно и с большим трудом). Степень содержательности способов действия с материалом задается специальной инструкцией, ориентирующей испытуемых либо на поэлементное сопоставление фигур с учетом лишь некоторых отдельных их признаков (классификация), либо на установление сложных соотношений между ними внутри всего множества фигур, что требует выделения и учета целой системы их признаков (обнаружение последовательных трансформаций).
Экспериментальный материал - 13 геометрических фигур (рис.3 каждая из которых нарисована черной тушью на картонной карточке размером 5x4 см. В нижней части каждой картонной карточки проведена горизонтальная зеленая линия, задающая однозначное расположение карточки на столе (линия должна быть внизу). Для удобства обработки материала все карточки пронумерованы с обратной стороны (на рис.3. номера указаны под фигурами).
Среди предъявляемых фигур есть фигуры привычные (связанные с целостными эталонами и легко вербализуемые): № 1,2,4,8; непривычные (не имеющие целостных эталонов и практически невербализуемые): № 5,7,9,10,11,13; а также промежуточные между первыми и вторыми (привычные фигуры в непривычной ориентации или пропорциях): № 3.6.12.
(Выделение этих видов фигур произведено с учетом экспертных оценок привычности фигур (эксперты осуществляли ранжирование фигур от наиболее привычных, частых до наименее естественных)).
Рис.3. Предъявляемый набор геометрических фигур
Эксперимент состоит из двух серий, которые проводятся с различными группами испытуемых. Серии отличаются друг от друга степенью содержательности способов действия испытуемых с предъявленными фигурами.
В первой серии испытуемым предлагается осуществить классификацию фигур, разложив их на несколько групп. Инструкция испытуемому "Сейчас Вам будет предъявлено несколько фигур различной формы. Ваша задача - разложить их на несколько групп, т.е. расклассифицировать их. Внутри каждой группы должны оказаться фигуры, имеющие некоторый общий признак, такой, каким не обладают фигуры, оказавшиеся в других группах. Если Вы считаете, что можно произвести несколько различных классификаций, т.е. сперва выделить группы на основе одного какого-либо признака, затем разложить фигуры иначе, с учетом другого признака, то предложите несколько вариантов раскладки: сперва один, потом другой".
Подавляющее большинство испытуемых справляется с этим заданием. Чаще других встречаются классификации по характеру линий в фигурах: прямые (2,3,4,5,8,9,12,13), кривые (1,6,10) и смешанные (7,11); по общему очертанию: правильные (1,2,3,4), удлиненные (6,7,8,9) и расширенные слева - суженные справа (10,11,12); по общим особенностям контура: округлые (1,6,7,10,11), угловатые (2,3,4,8,12) и "с вырезом" (5,9,13).
Во второй серии испытуемым предлагается обнаружить ряды последовательных трансформаций-фигур пытаясь расположить их в виде схемы таким образом, что бы каждая последующая фигура отличалась от предыдущей каким-либо небольшим изменением (итоговая схема представлена на рис.4;она не показывается испытуемому, испытуемый должен ее построить самостоятельно).
Интересные материалы:
Эмпатия
Понятие эмпатия получило распространение в первом десятилетии прошлого века. Липпс Т. в 1907 г. издал работу «Знание о чужом «Я'»», в которой склоняется к мысли: у человека имеется род знания, выражающийся в уверенности в том, что в опред ...
Сравнительный анализ методов оценки креативности
Тест представляет собой короткое психологическое испытание. Эксперимент же длителен по времени.
Исследование креативности должно быть обязательно многократным, потому что кратковременность может вызвать у испытуемого стрессовое состояние ...
История развития теории
и практики психоанализа
Особенности психоанализа делают специфичной и его историю. История психоанализа - отдельная область исследований со своими авторитетами, традициями, журналами и своей Международной Ассоциацией.
История таких смежных с психоанализом наук, ...