Физиологические и гигиенические аспекты использования информационных технологий
Продолжая рассмотрение вопроса об использовании информационных технологий в учебном процессе, остановимся на физиологических аспектах и гигиенических нормах работы за компьютером как взрослых, так и детей. В основу будут положены новые российские "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарные правила и нормы" (СанПин). По мнению составителей, основная нагрузка при работе за компьютером приходится на глаза. Во многих случаях утомляемость зависит от качества изображения на экране и от общей освещенности помещения [7,1]. При этом важно, чтобы не было ни полутьмы, ни высокой освещенности экрана оптимальная освещенность поверхности стола и клавиатуры 300 люкс, а освещенность экрана - 100-250 люкс. Важно, чтобы свет падал слева; в качестве источников освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы типа ЛБ [7,2]. Следующий аспект - это чистота, в которой содержится компьютер. Пыль, оседающая на экране, снижает его освещенность, ухудшает видимость изображения и способствует накоплению статического электричества [7,2]. Также важным является соблюдение меры в работе, которая в гигиене и физиологии называется режимом труда и отдыха, поскольку "незаметное ежедневное утомление имеет коварное свойство накапливаться и приводить к разнообразным негативным последствиям - от ухудшения зрения и снижения настроения до учащения простуд и обострения хронических заболеваний" [7,2].
Наиболее трудной, по мнению авторов "Гигиенических норм", является творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ, - ее продолжительность не должна превышать 6 часов в день, для преподавателей - не более 4 часов в день. "Для любого взрослого пользователя продолжительность непрерывной работы с монитором не должна превышать 2 часов, после чего необходим перерыв 15-20 минут" [7,3]. Работа должна сочетаться с физиологической и психологической разгрузкой.
Студентам рекомендуется работать за компьютером на 1 курсе - 1 час в день, на старших курсах - 2 часа в день, причем занятия рекомендуется проводить не позже 17 часов. Через каждые 25 минут следует организовывать 15-минутные перерывы с упражнениями для глаз и с физкультурными упражнениями через каждые 45 минут работы.
Рассмотрим более подробно гигиенические и физиологические вопросы взаимодействия детей с компьютером. Известно, что ребенок постоянно растет и развивается, что делает его более чувствительным и уязвимым к внешнему воздействию. Поэтому особое внимание требуется обращать на создании нормальных условий для их роста и развития. Ученикам 1-9-х классов рекомендуется одно занятие с ПЭВМ в неделю, для учащихся 10-11 классов - два занятия в неделю. Что касается занятий в кружках, то их рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю; для 7-10-летних рекомендована продолжительность занятий 1 час, для детей от 11 лет - полтора часа. Особое значение имеет время непрерывных занятий с монитором. Для детей 5 лет она не должна превышать 7 минут, 6 лет - 10 минут, 7-10 лет - 15 минут, 11-13 лет - 20 минут, 14-15 лет - 25 минут, 16-17 лет - 30 минут. После таких занятий обязательно провести зарядку для глаз" [7,4]. Хотя необходимо отметить, что нормы изменяются из-за новых мониторов.
Особо отрицательные последствия для зрения детей имеют компьютерные игры с навязанным ритмом (т.е. с ритмом, который играющие не могут установить по собственному усмотрению). Их длительность не должна превышать 10 мин. для детей 7-10 лет и 15 мин. для более старших. Большое значение придают гигиенисты специальной зарядке для глаз, улучшения мозгового кровообращения, снятия усталости с мышц плечевого пояса, рук, туловища и ног.
Интересные материалы:
Задача научения ритуалу ухаживания
Период ухаживания для молодых людей в современном обществе длится довольно долго. Обучение ухаживанию начинается, как правило, в подростковых группах. Взаимодействие с лицами противоположного пола в смешанной компании воспринимается как б ...
Возрастные особенности креативности
Возрастные особенности креативности необходимо изучить, для того, чтобы глубже проникнуть в сущность этого явления.
Креативность медленно и постепенно развивается из более простых форм. На каждой возрастной стадии она имеет свое выражени ...
Особенности военно-профессиональной деятельности
Военная служба является видом человеческой деятельности, обладающим не только высокой социальной значимостью, но выходящим за пределы обыденного, связанным с особыми условиями. Вооруженная защита Отечества во все времена считалась почетно ...