Методическое обеспечение исследования памяти в различных видах деятельности
К группе методик, на правленых на доказательство и фиксацию самого факта зависимости запоминания от деятельности, относятся следующие методики: освещение слов фонариком, раскладка букв по числу их знаков в азбуке Морзе, целенаправленный анализ числового ряда, варьирование задач при прослушивании цифрового ряда, упорядочивание геометрических фигур.
Освещение слов фонариком (по А.Н. Леонтьеву, Т.В. Розановой)
Методика направлена на изучение зависимости запоминания материала от содержания деятельности человека. Испытуемому предлагается, действуя с одним и тем же по физическим свойствам и смысловому содержанию материалом, выполнять различные задания. Направленность на получение разных конечных результатов определяет различия и в особенностях ориентировки испытуемого в элементах материала, и, как следствие этого, в эффективности их запоминания.
Экспериментальный материал - квадратный планшет с нарисованными на нем окружностями, диаметром примерно 7 см, расположенными 4 ряда по 4 окружности в каждом. В окружности вложены кружки из плотного картона диаметром 5 см с напечатанными на них словами (рис.1). Кружки легко снимаются рукой, снятие одного кружка не приводит к изменению положения остальных.
Рис.1. Планшет и расположенные на нем картонные кружки со словами
Эксперимент проводится в затемненной комнате так, чтобы испытуемый хорошо видел границы планшета, и месторасположение на нем каждого кружка, однако не видел написанных на кружках слов, У экспериментатора имеется фонарик, на светящуюся часть которого надета картонная трубочка, - так, чтобы при направлении луча на планшет хорошо освещался лишь один кружочек и свободно прочитывалось написанное на нем слово, но в то же время все другие кружки оставались затемненными и находящиеся на них слова не могли быть прочитаны. Экспериментатор, перемещая фонарик, по очереди освещает кружки со словами. Продолжительность освещения каждого слова - 2с. Затем фонарик сразу же направляется на следующее слово. Последовательность освещения кружков случайна, однако она остается неизменной на протяжении всего эксперимента.
Эксперимент включает в себя три серии, которые проводятся с разным составом испытуемых. Серии отличаются одна от другой содержанием задачи, поставленной перед испытуемым.
Инструкция испытуемому состоит из двух частей. Первая часть общая для всех серий эксперимента. Вторая - специфическая для каждой серии.
Общая часть инструкции: "Перед вами планшет, на котором лежат кружки с написанными на них словами. Слова будут по очереди, по одному, освещаться световым зайчиком. Вы должны все освещенные слова прочитывать вслух".
Далее в первой серии предлагается: "При этом снимайте с доски те кружки, которые будут указывать дополнительно при помощи указки". Освещая кружки, экспериментатор к некоторым из них прикасается указкой, они и подлежат снятию. Выбирается 6 таких кружков; они должны быть случайным образом и равномерно распределены по местоположению на планшете и чередоваться без какой-либо закономерности с остальными кружками, например: 1) шкаф, 2) .сажа, 3) село, 4) мышь (+)1, 5) море (+), 6) пила, 7) муха (+), 8) серп, 9) шуба (+), 10) сила, 11) дыра, 12) дача, 13) стол, 14) сера (+), 15) дело (+), 16) перо.
Во второй серии предлагается: "При этом снимайте все кружки, на которых слова начинаются с буквы "С", Таких слов также 6 и они также случайным образом "рассыпаны" по планшету.
(Знак (+) рядом со словом обозначает, что это слово фиксируется указкой экспериментатора и карточка подлежит снятию).
Интересные материалы:
Синдром детского аутизма
Примером искаженного типа психического развития по Лебединскому, является синдром раннего детского аутизма. Этот тип относится к группе эмоционально-волевых нарушений у детей. Он был впервые описан Л. Каннером (1943), который выделил осно ...
Темперамент
Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов.
Гиппократовские черты типа темперамента – наиболее древний и наиболее известный пример типизации, выделения общих ...
Развитие представлений о понятии «идентичность»
Проблематика идентичности находиться на стыке интересов социологии, истории, культурологи, когнитивной психологии, психологии личности и социальной психологии. Проблема идентификации "Я" решалась в западной психологии А. Адлером ...