Методическое обеспечение исследования памяти в различных видах деятельности
В третьей серии испытуемому указывается: «При этом определите, на какую букву начинается больше всего слов». Такой буквой является «С» (6 слов); на другие начальные буквы (М, Д, П, Ш) приходится по 2-3 слова.
При выполнении задания первой серии деятельность испытуемого направлена на учет лишь формальных признаков ситуации (появление указки), написанные же на карточках буквы не имеют никакого отношения к выполнению задачи. Во второй серии ориентировка испытуемого направлена на начальные буквы слов, однако к достижению цели приводит лишь фиксация буквы "С" в качестве начальной, другие же начальные буквы не имеют непосредственного отношения к выполнению задачи. В третьей серии предметом анализа испытуемого, особенно в начале выполнения задания, становятся все первые буквы слов, так как любая из них является "претендентом" на роль наиболее часто встречаемой и для ее определения необходимо удержание в памяти одновременно нескольких букв.
После выполнения задания с испытуемым в течение 15 мин ведется беседа на посторонние темы. Затем ему предлагается дать четкие ответы на следующие вопросы (общие для испытуемых, участвующих во всех сериях):
1) На какие буквы начинались слова, написанные на кружках?
2) Какие слова были написаны на снятых Вами кружках?
3) Какие слова начинались на букву "С"?
4) Какие слова начинались на другие буквы?
А также требуется указать пальцем на планшете (без кружков) те места (окружности), на которых лежали снятые испытуемым кружки (для первой и второй серий) и на которых лежали кружки с наиболее часто встречающейся начальной буквой (для третьей серии).
Эксперименты проводятся индивидуально. Испытуемые - студенты и взрослые.
При обработке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных элементов ситуации при ответе на каждый вопрос [13].
Раскладка букв по числу их знаков в азбуке Морзе
(по Б.И. Пинскому).
Исследуется эффективность непроизвольного запоминания таких признаков материала, которые непосредственно не связана с содержанием цели деятельности человека, однако в процессе его деятельности многократно попадают в поле его зрения. Такие признаки, выступая необходимым условием достижения цели, сами по себе, по своему объективному содержанию существенно не влияют на процесс и результат ее достижения. В этом смысле они могут бить заменены любыми другими признаками без ущерба для достижения цели
Экспериментальный материал - 45 картонных карточек размером 4x4 см с нарисованными на них русскими буквами. На карточках ветре чается 9 букв, каждая по 5 рая. Карточки перемешаны в случайном порядке.
Испытуемый имеет также перед собой словарь азбуки Морзе, в котором с каждой из 32 букв русского алфавита находится ее обозначение точками и тире.
Задача испытуемого - последовательно просматривая карточки, для каждой изображенной на них буквы найти ее обозначение в азбуке Морзе и положить карточку в одну из трех групп в зависимости от того, сколько всего знаков (точек и тире) применяется для ее написания. Используемые в эксперименте буквы и их знаки приведены в табл.1.
Таблица 1. Используемые в эксперименте русские буквы и соответствующие им знаки Морзе
Русские буквы |
Знаки азбуки Морзе |
А Д И К Л Н У Ф Ш |
▪ ▬ ▬ ▪ ▪ ▪ ▪ ▬ ▪ ▬ ▪ ▬ ▪ ▪ ▬ ▪ ▪ ▪ ▬ ▪ ▪ ▬ ▪ ▬ ▬ ▬ ▬ |
Интересные материалы:
Понятие словесной памяти в психологии
Четкого единства на счет определения словесной памяти у ученых нет. В
широком смысле словесной памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось. Так как ни одно из существующих опред ...
Трансперсональная психология
В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психоло ...
Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития — понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. на основе начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в массовой школе, так и таких, кот ...