Современное состояние научного изучения проблем политического имиджа

Информация » Особенности политического имиджа » Современное состояние научного изучения проблем политического имиджа

В настоящее время наблюдается рост общественного и научного интереса к проблематике имиджа в целом. Об этом свидетельствуют как вхождение категории «имидж» в понятийный аппарат различных наук (психологии, социологии, философии, политологии, культурологии, костюмологии и др.), так и появление в начале ХХ столетия первых кафедр и факультетов имиджелогии в отечественных вузах, защиты диссертационных исследований, посвященных проблематике имиджа, рост научных и научно-популярных публикаций в данной области, введение курсов имиджелогии в подготовку широкого круга специалистов и, наконец, увеличение количества специализирующихся в данной сфере организаций.

Первые научные разработки, выполненные с прямым использованием категории «имидж», в отечественной литературе связаны с изучением феномена политического лидерства и преимущественно ориентированы на изучение имиджа политиков (Е.В. Егорова, В.Г. Зазыкин, А.Ю. Кошмаров, Е.И. Манякина, Д.В. Ольшанский, Г.Г. Почепцов, Р.Ф. Ромашкина и др.), общественных деятелей (Р.Ф. Фурс), кандидатов в депутаты (О.В. Иванникова) и т.д.

В современных отечественных исследованиях политического имиджа можно выделить два основных направления: первое сосредоточено на раскрытии психологических проблем индивидуального имиджа политического лидера, общественного деятеля (Е.В. Егорова, О.В. Иванникова, В.Г. Зазыкин, Г.Г. Почепцов, Р.Ф. Фурс, В.М. Шепель и др.), второе - на имидже политических движений, организаций, политической системы и государства в целом (В.Г. Зазыкин, С.Е. Захарова, Г.Г. Почепцов, В.Ф. Петренко, О.В. Митина, Г.М.Швец и др.), третье раскрывает взаимосвязи между ними (В.Г. Зазыкин, С.Е. Захарова и др.).

В настоящее время расширяется круг изучаемых категорий, наблюдается рост исследований, посвященных проблемам корпоративного имиджа в политике. Отдельным направлением становится изучение политических субъектов в имидже страны (А.П. Панкрухин, Е.А. Петрова и др.) [1]. Активно разрабатываются вопросы управления политическим имиджем и репутацией (А.Ю. Трубецкой) [10].

Особое место в данном процессе занимает Академия имиджелогии, которая с момента открытия в 2003 ведет активную работу по развитию политической имиджелогии как одного из важнейших направлений своей деятельности (Президент АИМ – д.психол.н., проф. Е.А. Петрова; председатель секции политической имиджелогии АИМ – д.психол.н., проф. Лаптев). Ее содержание свидетельствует о систематизации фрагментарных знаний и выстраивании концепции, разрабатываемой секцией политической имиджелогии российского отделения Академии имиджелогии.

Свое первое оформление эта концепция получила в двух монографиях, подготовленных Академией имиджелогии в 2004 и 2006 году (под общ. научн. ред. Е.А. Петровой и Л.Г. Лаптева) [6], [8]. А также написанным на основе данных монографий (нередко прямо производящим текст отдельных авторов без соответствующих ссылок!!!) учебнике «Политическая имиджелогия» (под ред. А.А. Дергача, Е.Б. Перелыгиной, 2006) [7].

Предметом политической имиджелогии становится изучение роли и функций имиджей политических субъектов в общественном бытие, их общественно-исторического генезиса, условий, движущих сил и закономерностей формирования, функционирования, управления, а также и взаимосвязей между различными имиджами (политиков, организаций, общественных и политических движений и др.).

Центральными научными проблемами в области политического имиджа следует считать изучение закономерностей формирования, функционирования и управления политическим имиджем. (А.В. Гармонова, З.М. Зотова, Г.Г. Почепцов и др.). Разработка технологий формирования эффективного имиджа с необходимостью ставит перед современной наукой задачу комплексного моделирования имиджа как предмета научного познания и практического управления.

Структурно политическая имиджелогия может быть представлена в триединстве общей теории, прикладных вопросов и практических технологий имиджмейкинга.

Теоретический анализ проблем формирования и развития политической имиджелогии как науки, раскрытие положения политического имиджа в современном наукознании, изучение его сущности и особенностей, создание системных положения методологии изучения данного феномена – вот теоретико-методологические задачи политической имиджелогии.

Прикладные аспекты ее развития включают рассмотрение особенностей, характеристик и особенностей формирования и взаимосвязей имиджа субъектов современной политики от лидеров до партий, объединений, раскрытие политического имидж России в современной цивилизации, ее институтов.

В прикладном плане политическая имиджелогия призвана собственное проблемное поле «свести» до уровня конкретных практических задач и предложить модели, алгоритмы и технологии политического имиджмейкерства для их решения.

Интересные материалы:

Возможности развития коммуникативных навыков личности в школьном возрасте
После рассмотрения трудностей общения естественно возникает вопрос о путях и предотвращения и средствах коррекции. Специалисты систематизировали отдельные техники социально-психологического тренинга. В поведенческом тренинге имеет смысл ...

Гештальтпсихология
В Германии развивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить "кирпичики", и ...

Выводы
Анализ литературы, отражающей исследования отечественных и зарубежных психологов, по данной проблеме, показал: Имеющиеся психологические данные неоднородны и противоречивы по характеру: Ни одна концепция возникновения, формирования псих ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru