Особенности социальной адаптации молодых воинов в современных Вооруженных Силах

Информация » Основные направления деятельности командира подразделения по адаптации военнослужащих к условиям прохождения воинской службы » Особенности социальной адаптации молодых воинов в современных Вооруженных Силах

Страница 6

- воинский коллектив формального типа воспринимается как сильный стресс-фактор, искажающий течение вторичного СПА молодых воинов или приводящий к дезорганизации по отношению к воинской службе.

Основное содержание адаптации военнослужащих проходящих службу по призыву выявляется в соответствии с ее видами (бытовая, дидактическая, служебно-функциональная и общественная). Рассмотрим бытовую адаптацию.

Бытовая адаптация[9, c.231] - это приспособление молодых солдат к условиям жизни в армейских условиях на основе изменений, происходящих в их психике. Основными их особенностями являются: необходимость точного соблюдения требований воинских уставов, дисциплины и субординации, твердого распорядка дня, проживания в казарме, несение гарнизонной, караульной и внутренней службы, невозможность часто видеться с родными и близкими, большой объем служебных знаний, навыков и умений, усвоить которые молодой солдат обязан в ограниченное время.

Как известно, физиологическим механизмом осуществления человеком привычных действий и поведения является динамический стереотип. Перестройка привычных форм жизнедеятельности всегда связана с ломкой сложившегося стереотипа и установлением нового. В силу этого основным физиологическим механизмом бытовой адаптации молодых солдат является установление стереотипа нового поведения.

Наблюдения за молодыми солдатами показывают, что перестройка, ломка сложившихся у них динамических стереотипов сопровождается возникновением отрицательных эмоций, напряженности, угнетающе действуют на психику.

Процесс адаптации представляется примерно следующим образом [16, c.56]: первые 1 – 2 месяца солдат переживает состояние возбуждения, проявляет повышенный интерес к службе, стремится быть исполнительным, очень впечатлителен. В это время он активно поддерживает связь с домом, переписывается по многим (до 20) адресам. Период со 2-го по 4-ый месяц наиболее трудный в психологическом отношении: солдат врастает в коллектив, устанавливает новые контакты, сокращаются старые связи (например, переписка до 2-3 адресатов). Это период, когда он особо остро переживает отрыв от дома, может испытывать одиночество, неуверенность в себе, зависимость от других. Обычно после четырех месяцев солдат твердо становится на ноги и в профессиональном, и в моральном, и в психологическом отношении.

Итак, бытовая адаптация молодого солдата заключается в перестройке работы функциональных систем его организма и психики на уровне психических процессов и состояний в соответствии с новыми условиями деятельности и поведения, позволяющей оптимально их осуществить.

Отмечая роль адаптации в деятельности человека, профессор М.И. Дьяченко подчеркивает: “Положительный эффект адаптации - относительное соответствие состояния и поведения человека влияниям новой среды [17, c.98]. Если же адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения и даже нарушения в регуляции жизнедеятельности”

Одной и наиболее весомой причиной затруднений в адаптации является уровень мотивации личного состава, который является мощнейшим регулятором поведения человека. Как известно, мотивация значительно определяет эффективность профессиональной деятельности. К сожалению, резкое падение престижа воинской службы отрицательно повлияло на мотивационную составляющую поведения военнослужащих. Например, результаты изучения мотивации военнослужащих показывают, что за последние годы снизилась удовлетворенность службой, отмечается низкая активность военнослужащих в вопросах касающихся организации службы войск, укрепления воинской дисциплины.

Причиной данного положения является официальность отношений или безразличие со стороны офицерского состава и прапорщиков, отсутствие надлежащих товарищеских взаимоотношений в подразделениях, ограничение самостоятельности в действиях молодого пополнения, неполная обеспеченность положенным довольствием, имеющиеся случаи коллективного наказания и наказания невиновных.

Компетентность командиров, офицеров воспитательных структур в психологии адаптации повышает их возможности целенаправленного и эффективного влияния на умонастроения и деятельность молодых солдат в самый сложный и трудный для них период профессионального становления. Знание и правильный учет психологических особенностей адаптации молодых солдат способствует повышению их учебной, служебной и общественной активности, укреплению воинской дисциплины, прогнозированию их поведения и деятельности, сплочению и развитию коллективов в общевойсковых подразделениях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

От висцерального субъекта к личности
Новорожденный появляется но свет неспособным к какой бы то ни было внешнепредметной активности, а значит остаться живым он может только благодаря тому, что сразу же оказывается включенным в систему внешних рефлексивных отношении с матерью ...

Особенности эмоциональной сферы дошкольника
Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, на ...

Характеристика личности манипулятора и манипулируемого. Причины формирования манипуляторского типа личности
Люди, несомненно, различаются по природному дару непреднамеренного (непроизвольного) влияния на других и по подверженности психологическому влиянию. Впервые идея о существовании манипуляторского типа личности была изложена философом и со ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru