Особенности социальной адаптации молодых воинов в современных Вооруженных Силах

Информация » Основные направления деятельности командира подразделения по адаптации военнослужащих к условиям прохождения воинской службы » Особенности социальной адаптации молодых воинов в современных Вооруженных Силах

Страница 3

Если воинский коллектив слабый, большинство членов коллектива пассивны в решении служебных и общественных задач, командиры не знают истинного положения дел, то можно увидеть и иную картину «адаптации» молодых солдат. Военнослужащие более старшего периода службы пытаются создать себе комфортные условия службы, заставляя молодых солдат выполнять свои прихоти, перекладывая на них часть своих обязанностей. Отдельные молодые воины, особенно те, у кого преобладает отрицательное отношение к службе, пытаются, в свою очередь, завоевать хорошее отношение старослужащих, беспрекословно выполняя все их требования, всячески заискивая перед ними, рассчитывая на снисхождение и защиту в начальный период службы, а впоследствии - на возможность подобного же поведения и «льготы» под конец службы.

Основная тяжесть психологического давления падает тогда на молодых солдат с положительной направленностью, не желающих мириться с несправедливым положением, а также на тех слабых как в физическом так и в моральном отношении молодых солдат, которые не способные постоять за себя. Такая ситуация чревата серьезными конфликтами, если вовремя не принять самые решительные меры по наведению уставного порядка. Спецификой социально-психологической адаптации является то, что она пронизывает все сферы, которые мы рассматривали выше, выступает как бы «срезом» боевой, учебно-боевой, общественной и бытовой адаптации, отражает адаптацию новичков в сфере обучения. Поэтому основными видами социально-психологической адаптации молодых солдат к воинской службе можно назвать: адаптацию к взаимоотношениям с командирами и начальниками; адаптацию к межличностным отношениям с равными по служебному положению в сфере быта, личным отношениям.

Молодым людям, приходящим на военную службу в современную армию, процесс адаптации приходится проходить как минимум дважды: при зачислении на учебу в специальные учебные подразделения и после их окончания - при назначении в боевые подразделения для дальнейшего прохождения службы. Эти основные этапы адаптации молодых солдат по своему содержанию и значению не являются однозначными, имеют свои особенности [30, c.121].

В учебных подразделениях на первый план выдвигается адаптация молодых солдат к относительно новой для них системе взаимоотношений «подчиненный - начальник». Именно здесь происходит формирование у молодых солдат первичных навыков и привычек общения с командирами и начальниками на военном языке, беспрекословного выполнения их требований, приказов и распоряжений, уважительного отношения к старшим. Успех этого процесса целиком и полностью зависит от уровня подготовленности, компетентности в вопросах обучения и воспитания, знаний психологии адаптации молодых солдат.

Установление межличностных отношений между молодыми солдатами обеспечено равным положением их в коллективе учебного подразделения, общим для всех статусом молодого бойца. Гораздо сложнее и, как правило, с большими трудностями адаптируются молодые воины после окончания учебных подразделений в коллективах боевых рот и подразделений, что объясняется особенностями внутриколлективной структуры данных подразделений, наличием в ней различных категорий военнослужащих с неодинаковым опытом службы, разделением на «молодых» и «стариков».

Вступая в армейскую жизнь, молодой человек уже имеет определенный опыт установления взаимоотношений в коллективе (в семье, школе, учебном заведении, на производстве, неформальном коллективе), систему ценностных ориентаций и установок по отношению к общественно-полезной деятельности, сформировавшийся характер. У него сложились также некоторые (не всегда адекватные) представления о службе в армии и своей роли военнослужащего. Личность с положительной направленностью ценностных ориентаций может быстрее адаптироваться в воинской микросреде, чем личность с отрицательной направленностью, так как последняя не совпадает с общей направленностью воинского коллектива. Совпадения (или несовпадение) ценностных ориентаций воинского коллектива и входящей в него личности является основой их адаптационного взаимодействия и взаимной адаптированности.

Таким образом, сущность социально-психологической адаптации (СПА) личности в воинском коллективе состоит в том, что это двусторонний процесс установления официальных (служебных) и неофициальных (личных) взаимоотношений между личностью и коллективом на начальном этапе их взаимодействия, опосредованного ценностями, содержанием и организацией совместной воинской деятельности, результатом которого является с одной стороны - адаптированность входящей в коллектив личности, а с другой стороны - принятие коллективом молодого солдата на основе взаимопонимания, согласования ценностных ориентаций нового члена и воинского коллектива.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Физиологические и культурно специфические основы невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Исторически невербальные средства коммуникации развились раньше, чем язык. Они оказались устойчивыми и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполагали в ...

От висцерального субъекта к личности
Новорожденный появляется но свет неспособным к какой бы то ни было внешнепредметной активности, а значит остаться живым он может только благодаря тому, что сразу же оказывается включенным в систему внешних рефлексивных отношении с матерью ...

Личность спортсмена и роль тренера в её формировании
Одна из специфических особенностей личности - её индивидуальность. Последняя характеризует человека присущими только ему одному качествами, к которым относятся темперамент, характер, способности, динамика психических процессов и состояний ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru