Особенности социальной адаптации молодых воинов в современных Вооруженных Силах
Целевые установки большинства воинов срочной службы направлены “на себя”, а не “на коллектив” или “профессиональную деятельность”. Под воздействием социогенных факторов происходят изменения и в основных психологических свойствах личности военнослужащего срочной службы. Открытость, дружелюбие, коллективизм очень часто уступают индивидуализму, грубости, жестокости [23, c.57].
Наблюдается заметный рост заболеваемости, особенно заболеваний нервной системы, внутренних органов и органов зрения.
Нельзя не учитывать и факты роста криминогенности. В воинские коллективы вливается все больше молодых людей, усвоивших нормы преступного мира. Своим привычкам они стремятся следовать и в армии, что не может не сказаться на психологическом климате в воинских коллективах, на трудностях в адаптации.
Совокупность психологических новообразований и психологических свойств, которые уже имеются в личности, появляющихся и проявляющихся в процессе этого переформирования, позволяет военнослужащим проходящим службу по призыву в общевойсковых подразделениях успешно или неуспешно пройти процесс адаптации, эффективно или неэффективно овладеть военной профессией.
Скорость и продуктивность адаптации военнослужащих проходящих службу по призыву к учебной, служебной и общественной деятельности в общевойсковых подразделениях может возрастать или уменьшаться в зависимости от характера влияния объективных и субъективных факторов. Создание в ходе обучения молодых солдат необходимых условий с учетом этого влияния позволит существенно сократить время адаптации, повысить продуктивность их деятельности и эффективность учебно-воспитательного процесса.
При социально-психологическом подходе [26, c.64] адаптация военнослужащих проходящих службу по призыву к воинской службе может быть определена как процесс постепенного вхождения личности в конкретные условия воинской деятельности и усвоения психологии новой микросреды (воинского коллектива).
Сущностью процесса социально-психологической адаптации молодого солдата является разрешение противоречия между сложившимися у юноши ранее установками, ценностными ориентациями, навыками и привычками деятельности, поведения и общения и необходимостью изменения их в связи с новыми требованиями, которые предъявляются к личности молодого солдата в наше трудное время [28, c.87]. Данное противоречие разрешается в процессе ломки (изменения) старых форм и способов поведения личности и установления новых навыков, привычек, установок молодого солдата с учетом новой ведущей деятельности - воинской деятельности. Освоение новых условий жизни и деятельности сопряжено со значительными затратами нервной энергии, повышенной возбудимостью, напряженностью, нервозностью, переживанием отрицательных эмоций, конфликтностью во взаимоотношениях.
Многое зависит от качеств личности молодого солдата, преодолевающего трудности адаптационного периода, от его характера, темперамента, направленности личности. Большое значение в процессе социально-психологической адаптации имеет направленность ценностных ориентаций молодого солдата. Если молодой солдат еще до службы в армии ставил не узкокорыстные цели, активно участвовал в общественной жизни учебного или производственного коллектива, сознавал необходимость военной службы и проявлял к ней интерес, то такой солдат быстро адаптируется к воинскому коллективу в течении первых двух или трех месяцев.
Слабое развитие или отсутствие положительных качеств, наличие отрицательных черт характера, привычек поведения у некоторой части призывной молодежи значительно снижают адаптивную способность личности, тормозят процесс социально-психологической адаптации молодого солдата с подобными характеристиками. Таким людям трудно приходится в воинских коллективах. Они вынуждены приспосабливаться к непривычным для них требованиям, которые предъявляют не только командиры, но и большинство членов воинского коллектива. В этом случае возможны также варианты адаптивного поведения лиц с негативной направленностью, как конформизм, т.е. внешнее согласие с требованиями и нормами воинского коллектива при внутреннем неприятии их, или открытый конфликт с командирами и коллективом, сопровождающийся поиском «сторонников» - тех солдат, которые могли бы поддержать, одобрить недисциплинированное поведение.
Интересные материалы:
Самосознание, самооценка, самовосприятие как сознание самости
Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции
человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований ...
Личностные и психологические факторы приобщения к наркотикам
В психологии была предпринята попытка построения "специфического профиля" личности предрасположенной к употреблению наркотических веществ. Предпринятые в этом направлении исследования весьма противоречивы. Считается что наиболее ...
Понятие словесной памяти в психологии
Четкого единства на счет определения словесной памяти у ученых нет. В
широком смысле словесной памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось. Так как ни одно из существующих опред ...