Личность спортсмена и роль тренера в её формировании

Информация » Психологические и психофизиологические особенности спортсменов-хоккеистов » Личность спортсмена и роль тренера в её формировании

Страница 1

Одна из специфических особенностей личности - её индивидуальность. Последняя характеризует человека присущими только ему одному качествами, к которым относятся темперамент, характер, способности, динамика психических процессов и состояний, ведущие мотивы и чувства. Индивидуальность, в свою очередь, определяет стиль деятельности. Так, в спорте, достижение успеха возможно лишь при правильном учёте индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля.

Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.

Личность характеризуется определённой системностью, единством, устойчивостью своих качеств. [21].

К.К. Платонов, анализируя общую систему личности, справедливо относит все её особенности и черты к одной из четырёх групп, образующих четыре основные стороны личности: 1) социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); 2) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, простейшие потребности, инстинкты);

3) опыт (объём и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

4) индивидуальные особенности различных психических процессов. Взаимосвязь между этими группами при ведущей роли так называемых социально обусловленных свойств образует систему личности, являющуюся, по К.К. Платонову, наиболее высоким уровнем интеграции в сфере явлений личности. [28].

Фактор, обусловливающий единство и устойчивость различных психических явлений, саморазличие личности, - это её воля, психологическое содержание которой в современной психологии изучено недостаточно.

Позиция, статус и социальные функции (установки), роли, ценностные ориентации, динамика отношений, мотивация поведения - всё это качества личности, характеризующие её мировоззрение, общественное поведение, социальную направленность, основные тенденции развития. Такая совокупность свойств личности, её отношение к обществу, коллективу, другим людям, деятельности, самой себе, реализующаяся в поведении, образует характер. Переход отношений в черты характера - одна из основных закономерностей характерообразования. Впервые она была описана русским психологом А.Ф. Лазурским. [25].

В характере человека выражаются такие его наиболее устойчивые свойства, которые в значительной степени обуславливают поведение, отношение с другими людьми, с внешним миром. Характер воплощает в себе общечеловеческие свойства и индивидуальные особенности отношения и взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, в нём выражены наиболее устойчивые свойства личности. В наиболее конкретной форме социальная направленность личности находит своё выражение в: 1) отношении человека к другим людям (доброта, отзывчивость, уважение, дружба, коллективизм, симпатия и др.); 2) отношение человека к своим основным видам деятельности - трудовой, учебной, спортивной, научной и др. (добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность, новаторство и др.); 3) отношение человека к своей Родине (патриотизм, героизм, преданность идеалам, интеграционализм и др.); 4) отношении к самому себе (достоинство, гордость, скромность, самоуважение, самолюбие и др.); 5) отношение человека к природе, вещам, различным явлениям (бережливость, аккуратность, экономичность и др.). [28].

Характер человека приобретает свою социальную направленность в соответствии с разноуровневыми целями его основных видов деятельности. Эти цели определяются главным образом нравственной позицией личности, её убеждениями и мировоззрением. В структуре характера можно выделить: а) направленность; б) особенности взаимодействия с окружающим миром; в) уровень активности и устойчивости при выполнении различных видов деятельности; г) эмоционально-волевую динамику; д) уровень интеграции различных свойств личности. [28].

Многие свойства характера, определяемые отношениями личности к явлениям, к себе, к другим людям, зависят не только от отношения тренера к другим людям, но и от отношения его к своей работе, к самому себе. При этом все эти виды отношений связаны между собой. Так, отношение спортсмена к избранному виду спорта связано с отношением с коллективом (особенно, если это командная игра - футбол, хоккей с шайбой, баскетбол, волейбол и др.), отдельными товарищами, тренером, с отношением к Родине (особенно если спортсмен - член сборной страны) и, наконец, с отношением к самому себе.

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Межличностная аттракция
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Слово «атракция» обозначает буквально притяжение, влечение. Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результа ...

Характеристики роли символов в контексте произведения искусства
В искусстве, как известно, осoбая роль принадлежит символам. Проблема символичности искусства возникла давно, интерес к ней наблюдается с древнейших времен. Любое произведение искусства характеризует наличие художественного образа. Сущес ...

Понятие креативности
Креативность проявляется практически во всех психических процессах человека, в его чувствах и общении. Креативность может характеризовать личность в целом, отдельные ее стороны, продукты деятельности или процесс их создания. Все основные ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru