Психологические особенности недостаточности слуха

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Психологические особенности недостаточности слуха

В настоящее время к категории глухих относят детей, полностью лишенных слуха или имеющих остатки слуха, которые не могут служить основой для самостоятельного овладения речью. Потеря слуха при этом в среднем составляет более 70 дБ. При этом речь самая громкая, произносимая у ушной раковины не воспринимается.

Поэтому глухие дети способны овладеть речью только в процессе специального обучения с помощью сохранных анализаторов - зрительного, тактильно-вибрационного и кинестетического. Своеобразие слухового анализатора заключается в его решающей роли для развития речи.

Поэтому у глухих детей в первую очередь страдает психологическая функция общения, вторично отмечается нарушение и интеллектуального развития. При этом нарушения речи на фоне глухоты также носят вторичный характер, т.к. органических поражений речевой системы не отмечается. Поэтому адекватная коррекция является весьма эффективной.

Слух позволяет в процессе познания окружающего мира определить отдельные свойства объектов (его величину, форму, материал); оценить удаленность звучащего предмета, его локализацию в пространстве; позволяет распознавать невидимые предметы, быстро реагировать на изменения в окружающей обстановке (слуховые ориентировочные реакции). Все эти процессы нарушаются у глухих детей, но частично компенсируются за счет других анализаторов.

А - зрительное восприятие. Отмечено, что глухие дети более наблюдательны, точнее определяют отдельные детали по сравнению со слышащими. Однако, снижается скорость зрительного восприятия обьекта - например, при кратких экспозициях глухие дети узнавали предметы хуже, чем слышащие. Затрудняется восприятие при разделении предмета на части, в перевернутом виде, при изменении его положения в пространстве.

Снижается способность к выделению свойств предметов, отмечается недостаточность зрительного анализа и синтеза, восприятия форм предметов, их контура. Однако, в результате обучения в специальной школе зрительное восприятие к старшим классам становится практически таким же, как у слышащих детей. Кроме того, формируется более тонкое восприятие мимики и жестов.

Б - кожная чувствительность. Вибрационная чувствительность позволяет определять колебания вибрирующих предметов, распространяющиеся в воздушной среде. Наиболее чувствительна к ним кожа кончиков пальцев. Благодаря вибрационной чувствительности человек может различать вибрации по частоте и силе.

С помощью специальных упражнений у глухих развивают вибрационные ощущения, повышают их чувствительность к вибрационным воздействиям и увеличивают способность к локализации источника вибрации в пространстве. Кроме того, с помощью специальных вибраторов глухие лучше ощущают темп речи, ее ритм, логические ударения.

В-статические ощущения и кинестетическая чувствительность. Они обеспечивают способность сохранения равновесия и способность к ориентировке в пространстве и связаны с деятельностью вестибулярного аппарата. При его поражении вместе со слуховым анализатором отмечается расстройства координации движений, неустойчивость походки, головокружение.

Сохранные кинестетические ощущения передают информацию о напряжении мышц, о положении тела в пространстве, позволяют правильно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие. Для выработки этих навыков необходима постоянная специальная тренировка и физические упражнения. Формирование осязания происходит медленнее, распознавание предметов затруднено. Хотя к концу обучения осязание приближается к нижним границам нормы.

Интересные материалы:

Социальные причины
Ближайшим окружением ребенка является семья. Ее влияние на развитие ребенка несравнимо ни с чем. Именно семья удовлетворяет его потребность в признании, уважении, оказывает эмоциональную поддержку, заботу. Ребенок идентифицирует себя с ко ...

Значение межличностных отношений в личностном развитии человека
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценн ...

Эмпатия
Понятие эмпатия получило распространение в первом десятилетии прошлого века. Липпс Т. в 1907 г. издал работу «Знание о чужом «Я'»», в которой склоняется к мысли: у человека имеется род знания, выражающийся в уверенности в том, что в опред ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru