Характер
Черту личности
понимают как устойчивую предрасположенность к определённому поведению, сложившуюся либо в силу наличия определённых потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), в силу наличия определённых привычек, установок (стилевых особенностей поведения).
Первая попытка классификации характеров принадлежит Платону, который создал типологию характеров, основанных на этических принципах. В древнегреческой литературе типологию характеров, распространённых в афинском обществе, описал Теофраст.
Затем лишь в первой половине ХIХ в. стала возникать наука о характерах. Создатель френологии Галль перечисляет 27 элементарных психических способностей, из которых слагается человеческий характер, среди них инстинкт размножения, любви к потомству, привязанность, дружба, разрушительный инстинкт, склонность к борьбе и самозащите.
В конце ХIХ в. проявляются две интересные работы по проблеме характера: книга Ф.Джордано “Характер с точки зрения тела и генеалогии человека” и книга Ф.Полана “Психология характера”. Джордано открыл, что существует два фундаментально различных характера: “у одного тенденция к активности сильна, а тенденция к рефлексии слаба; у другого же склонность к рефлексии преобладает, тогда как влечение к деятельности оказывается более слабым” (по сути, Джордано описал экстраверта и интроверта). Ф.Полан отмечал, что строение характера определяется стремлениями человека, которые комбинируются по строгим законам: 1) закон систематической задержки заключается в способности одних стремлений подавлять другие, прямо противоположные; 2) закон систематической ассоциации состоит в том, что отдельные стремления способны вызывать к деятельности другие стремления, находящиеся с ними в зависимости. [27].
В начале ХХ в. Н.Лосский предлагает свою классификацию характеров в зависимости от уровня воли и преобладания стремлений. Он делит людей на типы: чувственный, эгоцентричный и сверхличный.
Сверхличный
тип отличается преобладанием сверхличных стремлений, источник которых лежит не в потребностях организма, а в факторах высшего порядка: религиозных, научных, эстетических. Эти люди действуют как бы не от себя, а от лица высшей воли. [27].
В начале ХХ в. А.Ф.Лазурский впервые предложил создать психосоциальную классификацию характеров, которая учитывает не только субъективные особенности людей, но и их мировоззрение, их “социальный аспект”. [27].
Дальнейшие исследования приводили к обогащению понимания характера:
1. Возникло понятие “социального характера”. “В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни” (Э.Фромм). “если характер индивида более менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждает его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условия его культуры”. [27].
2. Характер представляет вариант усвоения каждым человеком культурных норм, содержавшихся в “базисной (основной) личной структуре”. Базисная личностная структура разделяется большинством членов общества в результате сходного опыта в раннем детстве (это “основная, модальная личность”) (А.Кардинер). [27].
3. Если личность отражает культуру, отражённую в индивидуальном поведении, то характер отражает мировоззрение, отражонное в индивидуальном поведении (Д.Хонигман, Н.Д.Левитов). [27].
4. Анализируя типологию индивидуальных характеров (когда внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой), психоаналитик Фрейд постулировал идею структуры характера, доказывая, что “можно вывести формулу формирования основного характера из определённых черт; причём первоначальные импульсы, либо сублимацию их, либо вызванное ими реактивное образование”. [27].
5. В психоаналитическом направлении сейчас существуют несколько определений характера:
· “характер определяется как направленность, вызываемая произвольными импульсами человека, это совокупность реакций человека на его социальное окружение” (Абрахам).
· “Привычные способы приспособления “Я” к внешнему миру, “ОНО” и “Сверх-я”, а также типичные сочетания этих способов между собой образуют характер” (О.Фенихел).
· “Структура характера может быть осмыслена как организация потребностей и эмоций внутри каждого человека, приспособленная для адекватного реагирования на основные социальные ценности группы” (Бингхлоул).
· “Характер состоит из привычных положений и отношений человека, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т.д.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр. Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности, мышечного панциря. Этот панцирь первоначально возникает в результате конфликта между инстинктивными потребностями и внешним. Его дальнейшее укрепление и причина существования обусловлены продолжающимися конфликтами тех же сил” (Райх).
Интересные материалы:
Волевая сфера личности
Воля – психический процесс сознательной и целенаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения для достижения цели [5, с.292]. Воля является одним из важнейших условий человеческой деятельности.
Волевую деятельность нельзя ...
Понятие кризисной ситуации
Диагноз в психиатрии очень несовершенная наука с ограниченным кругом успешности. Подобно сильным таблеткам, его лучше применять щадяще и только тогда, когда ясна его польза для пациента. Диагноз не может быть ответом на проблему, скорее, ...
Новообразования периода раннего детства
Новообразования характеризуют сущность каждого возраста. Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возр ...