Нейропедагогические основы психологической организации образовательного пространства

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Нейропедагогические основы психологической организации образовательного пространства

Страница 5

Уважаемые коллеги! Давайте вместе вспомним и зарисуем традиционную схему учебной аудитории, т.е. физического пространства, в котором осуществляется образовательная деятельность.

И попробуем ответить на простые вопросы, которые мы почему-то никогда себе не задаем; и обычно данные аспекты не осознаются:

1) Почему окна в учебной аудитории располагаются слева? Пожалуйста, подумаем вместе! Спасибо.

Дело в том, что в обычном положении световой стимул в большей степени засвечивает правый глаз и активирует за счет перекрестных связей зоны левого полушария. Это обеспечивает повышение эффективности левосторонней интеллектуальной, речевой деятельности, что улучшает показатели учебной работы. Поэтому левые позиции в образовательном пространстве занимают учащиеся преимущественно с правосторонней доминантностью зон мозга и соответствующих психологических систем, с подсознательной целью компенсировать недостаточность левосторонних систем.

Это определяет важность свободного выбора позиций учащихся в классе. При определении позиций учителем блокируется актуализация у ребенка соответствующих нейропедагогических процессов, может формироваться задержка развития ВПеФ, ВПФ.

Данным правосторонним типам, в частности, требуется большее визуальное пространство для активизации психической деятельности и доминирующего образного мышления. Для этого они используют зону окон (кто сидит у окон знают, что прямо или боковым зрением они включают внеаудиторное физическое пространство в деятельность). В негативном плане она может быть для них также зоной отвлечения. У этих учащихся преобладают перцептивные процессы в образовательной деятельности (принимающий тип личности).

2) Другой аналогичный вопрос. Почему вход в аудиторию находится спереди-справа? Пожалуйста .

Предполагается, что правые позиции наоборот занимают психотипы с левосторонней доминантностью психологических систем. Им в меньшей степени требуется световая стимуляция левого полушария. Наоборот необходимо снижение его избыточной активности.

С этой целью они подсознательно используют зону двери (зона выхода в негативном плане, когда учащийся мыслями уже на перемене, также вне образовательной зоны). Это психотип с доминированием интерактивной психической активности (отдающий тип личности). Вспомним в обыденном плане: левая рука - принимающая, правая - отдающая.

В образовательном пространстве также можно выделить зону изоляции (задние и задне-правые позиции), зону детерминации (передняя зона преподавателя), зону коммуникации (средняя учебная зона). Последняя зона является и зоной максимального нейропедагогического стресса. Поэтому на семинарских занятиях, контрольных работах учащиеся ее активно избегают.

При этом возникает явление нейропедагогического смещения учащихся в боковые и задние позиции (см. варианты). В результате отмечается три основные нейропедагогические конфигурации образовательного пространства в условиях реализации соответствующих механизмов психологической защиты от стресса (боковое смещение, заднее смещение, смешанный варинт). Левые позиции занимает «пасссивный» тип (пассивно-оборонительная реакция); правые позиции - «активный» тип (агрессивно-наступательная реакция); задние позиции - «неустойчивый» тип (защитно-изолирующая реакция).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Понятие креативности
Существует несколько понятий креативности, но все они связаны с одаренностью и творческими способностями. В раличных словарях дается различная трактовка этого понятия. Например, в большом толковом психологическом словаре под редакцией Ар ...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с речевой патологией
Л.М. Шипицина, Л.С. Волкова (1993) в результате исследований, выполненных, в частности, с использованием методики "Цветовых выборов" М. Люшера, выявили некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников I ...

Феномен школьной дезадаптации
По своей психолого-педагогической сущности и способам формирования школьная дезадаптация является сложной и многогранной характеристикой. В современной психологии и педагогике круг исследований, в которых отражены разнообразные аспекты шк ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru