Нейропедагогические основы психологической организации образовательного пространства
Педагогическая нейропсихология
- это интегративная отрасль психологической науки, которая изучает закономерности взаимодействия нейродинамических, психодинамических и социодинамических уровней в поведении, общении и деятельности учащихся, в условиях единого нейропедагогического пространства.
При этом можно выделить следующие задачи
педагогической нейропсихологии:
1) Изучить нейропедагогические механизмы сознания и поведения учебных групп; их личностных, субьектных и индивидных взаимоотношений, а также принципы синтологического формирования общего нейропедагогического пространства.
2) Исследовать те обьективные психологические явления и законы, которые возникают как результат нейропедагогического общения людей в условиях решения единой образовательной задачи.
3)Проанализировать закономерности нейропедагогических процессов, структуру нейропедагогического пространства, развивающихся под влиянием совместной образовательной деятельности.
4) Разработать и внедрить в образовательную практику психодиагностические и психокоррекционные технологии, обеспечивающие повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов и психологов.
В практическом плане педагогическая нейропсихология призвана объединить теоретические знания и практические навыки данных специалистов; раскрыть объективное психологическое содержание таких категорий как пед. мастерство, искусство, культура и вопросы пед. самоактуализации личности преподавателя; спроецировать многочисленные достижения современной психологии в практические аспекты учебной деятельности.
Нейропедагогика, как прикладной раздел педагогической нейропсихологии, формируется на стыке педагогической психологии, нейропсихологии, психолингвистики, нейролингвистики, социальной психологии и других смежных областей знаний, раскрывающих единство индивида, субьекта и личности в процессе образовательной деятельности. Основу составляют синтологические принципы структурного анализа, которые мы разрабатываем.
Нейропедагогика
является комплексной образовательной системой воспитания и обучения на основе достижений нейронаук. При этом нейропедагогика исследует нейропедагогические системы, их свойства и процессы. Она состоит из нейродидактики (1), нейропедагогической диагностики (2), нейропедагогики воспитания (3), нейропедагогической коррекции и адаптации (4), нейропедагогической организации (образовательного процесса) (5). Данная лекция посвящена преимущественно основам нейропедагогики.
Мы с вами, уважаемые коллеги, знаем, что Л.С. Выготский выделил «низшие психические функции» (НПФ) и «высшие психические функции» (ВПФ). НПФ, в частности, включают в себя наглядно-действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоциональную память и т.д. В свою очередь ВПФ - это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и др.
Давайте вспомним базисное определение ВПФ? (пожалуйста).
Педагогическая нейропсихология призвана расширить сферу классической нейропсихологии А.Р.Лурье, включить в нее законы обучения и воспитания человека, культурологический принцип образования в их соотношении с процессами формирования мозга и развития психики человека. Известные высшие психологические функции (ВПФ), характерные для классической нейропсихологии, рационально дополнить так называемыми высшими педагогическими функциями (ВПеФ
Интересные материалы:
Текст и его восприятие: основные понятия
Текст определяют как информационное пространство, как речевое произведение, как знаковую последовательность и т.п. Так, в семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации, в том числе ...
Теории мотивации
Каждая психологическая школа подразумевает под мотивом что-то свое. Единственное, в чем они сходятся, так это в том, что мотив — это какой-то феномен, и этот феномен по своей сущности конкретен и психологичен. Принято выделять следующие п ...
Понятие романтических отношений в современной психологии
Не только у различных психологических школ, но даже у отдельных исследователей взгляды на понятие романтической любви как психологического явления очень рознятся.
Зигмунд Фрейд считал, что любовь – это инстинкт, а вся человеческая жизнь ...