Нейропедагогические основы психологической организации образовательного пространства
Педагогическая нейропсихология
- это интегративная отрасль психологической науки, которая изучает закономерности взаимодействия нейродинамических, психодинамических и социодинамических уровней в поведении, общении и деятельности учащихся, в условиях единого нейропедагогического пространства.
При этом можно выделить следующие задачи
педагогической нейропсихологии:
1) Изучить нейропедагогические механизмы сознания и поведения учебных групп; их личностных, субьектных и индивидных взаимоотношений, а также принципы синтологического формирования общего нейропедагогического пространства.
2) Исследовать те обьективные психологические явления и законы, которые возникают как результат нейропедагогического общения людей в условиях решения единой образовательной задачи.
3)Проанализировать закономерности нейропедагогических процессов, структуру нейропедагогического пространства, развивающихся под влиянием совместной образовательной деятельности.
4) Разработать и внедрить в образовательную практику психодиагностические и психокоррекционные технологии, обеспечивающие повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов и психологов.
В практическом плане педагогическая нейропсихология призвана объединить теоретические знания и практические навыки данных специалистов; раскрыть объективное психологическое содержание таких категорий как пед. мастерство, искусство, культура и вопросы пед. самоактуализации личности преподавателя; спроецировать многочисленные достижения современной психологии в практические аспекты учебной деятельности.
Нейропедагогика, как прикладной раздел педагогической нейропсихологии, формируется на стыке педагогической психологии, нейропсихологии, психолингвистики, нейролингвистики, социальной психологии и других смежных областей знаний, раскрывающих единство индивида, субьекта и личности в процессе образовательной деятельности. Основу составляют синтологические принципы структурного анализа, которые мы разрабатываем.
Нейропедагогика
является комплексной образовательной системой воспитания и обучения на основе достижений нейронаук. При этом нейропедагогика исследует нейропедагогические системы, их свойства и процессы. Она состоит из нейродидактики (1), нейропедагогической диагностики (2), нейропедагогики воспитания (3), нейропедагогической коррекции и адаптации (4), нейропедагогической организации (образовательного процесса) (5). Данная лекция посвящена преимущественно основам нейропедагогики.
Мы с вами, уважаемые коллеги, знаем, что Л.С. Выготский выделил «низшие психические функции» (НПФ) и «высшие психические функции» (ВПФ). НПФ, в частности, включают в себя наглядно-действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоциональную память и т.д. В свою очередь ВПФ - это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и др.
Давайте вспомним базисное определение ВПФ? (пожалуйста).
Педагогическая нейропсихология призвана расширить сферу классической нейропсихологии А.Р.Лурье, включить в нее законы обучения и воспитания человека, культурологический принцип образования в их соотношении с процессами формирования мозга и развития психики человека. Известные высшие психологические функции (ВПФ), характерные для классической нейропсихологии, рационально дополнить так называемыми высшими педагогическими функциями (ВПеФ
Интересные материалы:
Специфика деятельности педагога-психолога в учреждении образования
Должностные обязанности специалиста
Свою деятельность осуществляет в учебно-воспитательных учреждениях системы образования: детских дошкольных учреждениях, домах ребенка, детских домах, школах, школах-интернатах, внешкольных учреждениях, ...
Виды наркотической зависимости
Понятие наркомания в переводе с греческого означает - «оцепенение» и «безумие, восторженность», что в полной мере отражает патологическое влечение к наркотическим веществам.
Наркотические вещества употребляют различными способами: глотан ...
Исследование влияния символов, понимание их смысла и значения на восприятие
музыкального произведения
Современный взгляд на культуру рассматривает ее как "среду, формирующую ценностно-смысловые схемы мышления" (В.Р. Дулат-Алеев), причем одной из самых влиятельных является ее символическая концепция: "Культура - это система ...