Нейропедагогические основы психологической организации образовательного пространства
По данной проблематике (основам нейропедагогического подхода) с разных точек зрения мы занимаемся в течении уже 17 лет. Под нашим руководством защищена докторская диссертация, сейчас уже на выходе вторая работа. В них, нескольких кандидатских диссертациях, многочисленных дипломных работах наших студентов предложен комплекс нейропсихологических методик для исследования детей в возрастном диапазоне от рождения до 23 лет. Таким образом мы стремимся активно решать задачи, которые стоят перед специальной психологией в настоящее время.
Каким образом, уважаемые коллеги, можно сформулировать основную проблему
нашей лекции?
1. Известно, что на младших курсах педагогического университета активно изучаются общие психолого-педагогические дисциплины - студенты осваивают теоретические знания об особенностях учебной деятельности. На старших курсах им дается конкретная методика преподавания математики, русского языка . и соответствующие практические умения и навыки.
В результате возникает определенная диссоциация в структуре (как принято говорить в педагогике) ЗУН нащих учащихся, когда они не могут в своей работе соединить теоретические знания с практической деятельностью педагога и психолога. Это приводит к тому, что школьные психологи относительно хорошо диагносцируют, но не умеют коррегировать; педагоги владея определенной методикой преподавания, не умеют взаимодействовать с учащимися, что снижает эффективность образовательной деятельности.
Все это обуславливает возникновение реальной потребности у студентов, особенно третьего курса в интегративных современных подходах с позиции, в частности, нейропедагогики. Кстати, нейропсихологию как аналогичную смежную дисциплину, необходимо читать не в третьем семестре, а в пятом; т.к. у студентов второго курса еще нет базисных знаний по клинической психологии.
2. Чем же теоретически заполняется данный разрыв или диссоциация в подготовке психологов и педагогов в пед. вузах?
- пед. мастерство;
- пед. культура;
- пед. искусство;
- пед. самоактуализация личности преподавателя.
Всем понятна важность этих категорий в образовательной деятельности, но это так называемая неспецифическая информация, которая встроена как личностный компонент во все учебные дисциплины. Известно, что эти аспекты обычно носят субъективный и нередко декларативный характер при рассмотрении сложной системы коммуникации педагог-учащиеся. Эти подходы не вскрывают конкретных объективных законов, закономерностей в учебной деятельности преподавателя. Нет учебных дисциплин, или разделом в существующих предметах, которые бы несли специфическую информацию о психологической организации образовательного пространства.
3. В современной психологии существует значительное количество различных методологических и теоретических подходов, но они не находят достаточного отражения в практической работе педагогов. Данные педагогической психологии носят часто разрозненный, слишком общий характер, не обеспечивая формирование единой системы ЗУН у учащихся. В целом, нет интегрированных концепций, позволяющих применить многочисленные разработки психологии в педагогической практике.
4. В результате подобного рода диссоциации заполняются учителем, преподавателем непосредственно в их практической деятельности на основании эмпирических знаний, педагогического опыта, интуитивных представлений о закономерностях образовательного пространства, его психологической структуре.
Интересные материалы:
Восприятие освещения в пространстве
Свет оказывает эмоциональное воздействие на человека через освещенность пространства помещения и выявление пластики "формы-оболочки". Естественная смена освещенности и цветности в природной среде создала ряд устойчивых ассоциати ...
Начало развития античной психологической мысли
Психологические идеи античности уходят своими корнями в мифологию общинно-родовой формации. Ее сменой обусловлено появление тысячелетней культуры, оказавшей огромное влияние на развитие практически всех областей знаний нашей цивилизации. ...
Общая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.
Известно, что дошкольное детство опр ...