Формы и методы формирования оптимизма

Информация » Причины возникновения пессимизма у несовершеннолетних "группы риска" » Формы и методы формирования оптимизма

Страница 3

Состояние здоровья детей является одной из главных причин, на которых основывается наш выбор формы работы — это игра. Знакомство с работами, посвященными изучению роли игры в жизни детей, помогло нам в определении тех ее особенностей, которые способствуют воспитанию оптимизма.

Чтобы охарактеризовать игру, как ее понимают сами дети, проанализируем, какие ответы они дают на вопрос: "Что такое игра?" По мнению воспитанников Центра, игра — это "радость, отдых, интерес", "интересное и веселое занятие, радость и настроение", "это, где все делается с радостью и удовольствием". В характеристике игры преобладающими являются слова "радость", "удовольствие", "интерес".

Игровая деятельность ребенка под руководством педагогов, в конечном счете, является тем механизмом социального научения, который направлен на получение радости, удовольствия. В игре дети готовятся к своей будущей взрослой жизни. Подбор содержательной стороны игровой деятельности, показ разнообразных явлений окружающей жизни с преобладанием позитивных тенденций, проигрывание разных профессиональных ролей определяют формирование первичной жизненной перспективы личности.

В ходе игровой деятельности, особенно если она протекает под педагогическим руководством, можно изменить статус личности в коллективе, опираясь на представления ребенка о самом себе. Для этого ребенку с низким статусом предлагаются такие роли, в которых он может проявить свои лучшие качества, предлагается тот вид игры где, его деятельность будет в глазах детей наиболее успешной.

Сотрудничество, взаимопомощь, доброжелательность самым активным образом влияют на формирование нравственного оптимизма. Рассматривая возможности игры как деятельности, можно сделать вывод о том, что она воздействует на эмоционально-чувственную сферу личности воспитанника и способствует формированию положительных чувств: радости, удовольствия, удовлетворения, которые являются составляющими оптимистического мироощущения.

Мы решили избегать в воспитательной работе таких методов, как приказ, принуждение, муштра, наказание, критика, считая, что подобные методы неприменимы в работе с детьми и подростками "группы риска" и могут вызвать только отрицательные чувства: обиду, унижение, страх, беспокойство, тревогу.

К методам, которые несомненно и однозначно вызывают положительные чувства у воспитанников, относятся поощрение. Поощряются как результаты деятельности учащихся, так и проявления положительных нравственных качеств. Поощрение вызывает у ребенка чувство радости, удовольствия, удовлетворения. Поощрение может быть использовано в виде одобрения какого-то поступка или результатов деятельности, в виде положительного отношения воспитателя, выраженного дружеской улыбкой, лаской. Метод поощрения формирует положительную Я-концепцию личности, реализуя один из ее компонентов — убежденность в импонировании другим людям. Убеждение нельзя однозначно отнести к таким методам, которые вызывают положительные чувства и оптимизм. Преимущественное использование этого метода без учета основных особенностей младших школьников и дошкольников может вызвать скуку, апатию, пассивность. Правильное использование метода убеждения, главным инструментом которого является слово, формирует позитивные знания у подростков. Особое место в системе методов убеждения занимает пример. Рассказывая о жизни замечательных людей: спортсменах, деятелях кино, музыки, искусства; воспитатель подчеркивает неограниченные возможности человека в собственном развитии, самоусовершенствовании и в улучшении окружающей жизни.[18, с. 146]

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Современное состояние научного изучения проблем политического имиджа
В настоящее время наблюдается рост общественного и научного интереса к проблематике имиджа в целом. Об этом свидетельствуют как вхождение категории «имидж» в понятийный аппарат различных наук (психологии, социологии, философии, политологи ...

Психологический портрет наркозависимого человека
Ряд ученых выделяют определенные черты личности человека, который склонен к наркозависимости. Основными чертами потенциального наркомана были определены следующие: · Ранимость, обидчивость. · Низкая способность к принятию, осознанию и в ...

Развитие и воспитание
Что же должна развивать "педагогика развития"? Возможен общий ответ: человека, ребенка, личность, индивида, индивидуальность. Мы видим, что уже на этом общем уровне понятие развития может быть отнесено к различным объектам. &quo ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru