Формы и методы формирования оптимизма
В главе I мы определили сущность пессимизма. В результате чего получили представление о том, что это качество играет больше отрицательную роль в становлении ребенка как личности. У детей и подростков "группы риска" необходимо воспитывать положительное отношение к жизни, к самому себе, к окружающим.
В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних работа педагогов, психологов и других специалистов направлена на то, чтобы сформировать у детей оптимизм. Реализация этого осуществляется разработкой соответствующей системы воспитательной работы, включающей комплекс методов и форм работы, а так же ее содержание. К каждому ребенку применяется индивидуальный подход.
Процесс воспитания оптимизма более эффективен, если у детей и подростков, проходящих реабилитацию, будет формироваться положительный жизненный опыт в процессе разнообразной деятельности, обеспечивающей различные, как социально-реальные, так и игровые роли личности, ее положительное представление о себе и своих возможностях, а также позитивные знания об окружающей действительности.
Для воспитателей и психологов Центра реабилитации определяются следующие задачи:
1. создать условия для непрерывного поступления детям и подросткам "группам риска" понятной для них информации об окружающей действительности с преобладающим показом ее позитивных сторон.
2. организовать жизнедеятельность ребенка в группе таким образом, чтобы положительный жизненный опыт преобладал над отрицательным.
Под жизненным опытом мы понимаем совокупность всевозможных знаний, впечатлений, чувств, психических состояний, а также умений и навыков. Положительный жизненный опыт предполагает преобладание у детей и подростков "группы риска", проходящих курс реабилитации в условиях Центра, положительных знаний, положительных знаний, положительных чувств над отрицательными, а также развитие разнообразных умений и навыков, в том числе умение подавлять отрицательные чувства.
Для реализации этой задачи используются основные приемы для работы с детьми и подростками "группы риска", представленные в форме методических рекомендаций:
1. Уделяйте постоянное и целенаправленное внимание каждому ребенку. Общаясь с ним, старайтесь находиться на его уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на вас снизу вверх. Не повышайте голос, держитесь ближе к ребенку.
2. Запоминайте имя каждого ребенка и чаще используйте его в общении с ним. Обращение к ребенку по имени способствует формированию у него чувства собственного достоинства, ведь имя – это то, что выделяет ребенка из среды, помогает осознать себя и делает его в собственных глазах значимой личностью.
3. Старайтесь различать потребности ребенка и его поведение. Будьте определены и последовательны. Всегда помните: нет плохих детей, а есть неприемлемое поведение. Общаясь с ребенком, оценивайте не его личность, а его поступки. Так как в Центр попадают несовершеннолетние, которые имеют очень низкую самооценку, то в общении с ними очень важно фиксировать их малейшие достижения, успехи, хорошие слова и поступки, чтобы они поверили в себя и доброе отношение к ним взрослых.
4. В общении с ребенком избегайте сравнение его с какими-либо другими детьми. Так как дети, находящиеся в Центре, очень ревниво и болезненно относятся к похвале других и воспринимают ее как проявление нелюбви к себе.
Лучше сравнивать поведение ребенка с его же поведением вчера, акцентируя внимание на положительных моментах.
Интересные материалы:
Восприятие величины помещений
Архитектурная форма, в том числе и пространственная, в отличие от просто геометрической формы наделяется специфическим фактором абсолютной величины, связанной с ее отношением к человеку, как к мере, и определяемой отчасти понятием масштаб ...
Значение айкидо
Изучение – это процесс обретения знания и усвоение этого знания на уровне практического применения. Результатом обучения является приобретение навыков. Так, в айкидо базовые техники предполагают методики влияющие на развитие и совершенств ...
Типологии групп пожилых, процесса старения и проблема адаптации пожилых
Многие авторы предлагают различные типологии людей пожилого возраста и процесса старения. Рассмотрим их. Я. Врублевский выделил шесть групп пожилых [16]:
– лица без признаков психических отклонений, сохранившие ясный ум и тенденцию к соц ...