Причины возникновения пессимизма у несовершеннолетних "группы риска"
Проведение реформы, отсутствие стабильности, национальных идей, дали свои негативные результаты. В сознании людей происходят значительные изменения. Если раньше общество жило в надежде на "светлое будущее", пытались достичь благополучия, не жили одним днем, то в настоящее время происходит все наоборот. Люди не представляют своего будущего, не имеют цели, не верят в успех, деградируют, семья теряет свои ценности. И, если взрослым справиться со своими проблемами легче, то есть у них имеется жизненный опыт, сформировалась личность, то ребенок остается со своими проблемами наедине.
Негативное отношение к своей жизни, своему будущему чаще всего свойственно детям и подросткам "группы риска" (дети и подростки из неблагополучных семей, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с асоциальным и девиантным поведением). Им очень трудно усваивать положительный жизненный опыт поведения и действий, так как они его в своей жизни не имели, и он не представляет для них никакой ценности, они не верят в успех, живут сегодняшним днем, в котором нет идеалов, целей, социальной активности.
Дети и подростки "группы риска" часто находятся в атмосфере враждебности, когда ребенок считает, что его не ценят, что он ничего не значит, где его не замечают.
Главную роль в становлении ребенка как личности, формировании у него различных качеств играет его семья. Несовершеннолетние "группы риска" проживают в семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребенка.[28, с. 97] Дети, не получая должного внимания со стороны своих родителей, ищут его в кругу своих сверстников, друзей, одноклассников. Их мнение становиться главным и важным. Чтобы быть похожим на своих друзей, несовершеннолетним "группы риска" приходится перенимать их поведение.
Кроме этого, на поведение и эмоциональное состояние подростков огромное влияние оказывают средства массовой информации, где очень много выдается информации негативного характера.
Разочарованность в жизни, нежелание добиться счастья, радости зависит и от таких характеристик человека как темперамент, эмоциональное состояние, интересы и потребности. Энергичный, жизнерадостный вряд ли будет постоянно думать о несложившемся будущем.
Несовершеннолетние "группы риска" проживают в таких условиях, что у них нет возможности приобретать положительный жизненный опыт. Они видят вокруг себя столько соблазнов, но понимают, что им вряд ли удастся добиться чего в жизни: получить хорошее образование, сделать карьеру, позволять себе красиво одеваться и т.п. Разочарование, пассивность, замкнутость, негативное отношение к окружающим – формируются у них и с возрастом усиливаются. Все это приводит подростков к формам поведения, которые отрицаются обществом: к алкоголизации, наркомании, токсикомании, правонарушениям, преступлениям.
Работа по исследованию пессимизма в истории и практике социальной работы не имеется. Но на основании того, что социальная работа - это междисциплинарная наука, объединяющая методы психологии, педагогики, социологии [27, с. 64], права, мы считаем возможным использовать теории и методики других дисциплин, для применения их в нашем исследовании.
Из всего вышесказанного мы определили тему нашего исследования "Причины возникновения пессимизма у несовершеннолетних "группы риска", проблема которого следующая: каковы возможности реабилитационного процесса для снижения пессимизма у детей и подростков "группы риска". Мы предположили, что для снижения уровня пессимизма у несовершеннолетних "группы риска" можно использовать различные формы работы.
- Сущность пессимизма как качества личности и причины его возникновения
- Социальные причины
- Психологические причины
- Возрастные и психологические особенности несовершеннолетних "группы риска"
- Проявления пессимизма у детей и подростков "группы риска"
- Формы и методы формирования оптимизма
- Заключение
Интересные материалы:
Понятие «школьная дезадаптация»
Понятие «школьная дезадаптация» (далее мы будем пользоваться сокращением ШД) сегодня достаточно широко употребляется в отечественной психолого-педагогической литературе. Но в качестве научного понятия ШД пока не имеет однозначного толкова ...
Сравнительный анализ методов оценки креативности
Тест представляет собой короткое психологическое испытание. Эксперимент же длителен по времени.
Исследование креативности должно быть обязательно многократным, потому что кратковременность может вызвать у испытуемого стрессовое состояние ...
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений
Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка.
Из бесед с родителями и из других данных следует, чт ...