Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях

Страница 5

Дезадаптация способна привести к глубоким психическим изменениям личности, могут возникнуть серьезные нервно-психические расстройства и психические заболевания, поэтому необходимо своевременно диагностировать дезадаптивное состояние и оказать необходимую помощь.

При развитии адаптационного процесса в благоприятном направлении он вступает в этап завершающего психического напряжения. На этом этапе происходит своеобразная подготовка психики к возвращению к экономным режимам функционирования и реакций. В этот период вновь появляются симптомы тревожности, напряженности, на этот раз вызванные томительным ожиданием возвращения к привычной жизни.

Этап острых психических реакций выхода подобен этапу реакций входа, так как любые изменения условий жизни, деятельности, окружающей среды предполагают перестройку комплекса психических реакций и всей психической деятельности.

Для этапа выхода из экстремальных условий характерна эйфория, чувство преодоления многих социальных ограничений, ощущение полной свободы и неограниченных возможностей. Адаптированность выражается в появлении способности к эффективному решению проблем в новых условиях. Но если это состояние связано с формированием незрелых форм защиты, то возможно развитие дистресса — истощения резервных возможностей психики.

Любая стрессовая ситуация вызывает одну из следующих форм реагирования:

1) импульсивный тип дезадаптивного поведения: резкое снижение организованности поведения, импульсивные, преждевременные и несвоевременные действия, утрата сформированных навыков, повтор ответной двигательной реакции, снижение надежности из-за повышения общей чувствительности;

2) тормозный тип дезадаптивного поведения: торможение действий и движений, их замедление вплоть до ступора, подавление процессов восприятия и мышления, ведущее к нарушениям приема и переработки информации (пропуск значимых сигналов), а также принятия решений;

3) адаптивный тип поведения: целесообразная активность, четкое восприятие и осмысление ситуации, высокий самоконтроль, адекватные действия [26].

То, какой тип реагирования будет иметь место у данного индивида, зависит от индивидуально-психологических особенностей личности, уровня профессиональной и психологической готовности к работе в экстремальных условиях, природных факторов, технического и медицинского обеспечения, психологического климата в коллективе. Помимо этого, существенную роль играет и интенсивность стрессогенного воздействия. Так, если в ситуации умеренного хронического стресса преобладают расстройства астенического и астеноневротического характера, проявляющиеся в виде повышенной утомляемости, возбудимости, эмоциональной неустойчивости, нарушений сна и падения работоспособности, то в случаях кратковременного, но более мощного стрессогенного воздействия симптоматика возникающих расстройств усугубляется: здесь преобладают, прежде всего, аффективные нарушения, нередко с выраженной дисфорией, агрессией, подавленностью настроения и даже с суицидальными тенденциями.

Итак, для экстремальных условий деятельности характерно возникновение стрессовых ситуаций, причем вероятность их возникновения связана как с самими условиями деятельности, так и с таким субъективным фактором, как психологические особенности личности [4].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Наблюдение
На протяжении четырёх лет мы наблюдали за тем, что привлекает людей в айкидо. Их мотивировки и приоритеты были разными, но всех объединяло одно – стремление обогатить собственную жизнь чем-то существенным. Одни хотели обрести навыки самоо ...

Сенсорика
Сенсорика – представляет собой тип невербальной коммуникации основывающийся на чувственном восприятии представителями других культур. Наряду со всеми сторонами невербальной коммуникации отношение к партнеру формируется на основе ощущений ...

Новообразования дошкольного возраста
К 7 годам возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста. Такие новообразования, как самолюбие, самооценк ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru