Методы оценки креативности

Информация » Исследование креативности: критерии оценки и методы изучения » Методы оценки креативности

Страница 1

Для оценки творческих способностей человека существуют несколько методов: тестирование и эксперимент.

В свое время тесты вызвали много споров. Одни считали их точным инструментом для изучения способностей. Другие отрицали тестовые методы.

Заключения о том, обладает человек креативностью или нет, нужно делать на основании не только теста, но еще и на основании всестороннего изучения личности и ее деятельности.

С помощью тестирования нельзя проникнуть в глубинные механизмы креативности. Тесты помогают выявить те особенности человека, по которым можно было бы предсказать грядущие успехи человека. Тесты ставят испытуемого в такие условия, в которых он выдает ровно столько способностей, сколько того требует задача. Определить с помощью теста, способен ли человек на большее и какова действительная мера его активности, с помощью теста невозможно. Результаты применения тестов представляют интерес пока только для исследователей-психологов, так как для практического психолога данный метод недостаточно эффективен. Сейчас исследователи работают без теории, вслепую. Для устранения этого недостатка необходимо глубже разработать общую теорию метода[6].

Следующим методом оценки креативности является метод «проблемной задачи». Проблемные задачи строятся по принципу рассогласования, несоответствия того, что должно быть и того, что есть. Такое рассогласование стимулирует умственную деятельность испытуемого. Этот стимул вызывает у испытуемого множество внутренних стимулов мотивационного порядка. Поэтому нельзя сказать, какой мотив является ведущим в данной деятельности. Но проблемные задачи, также как и тесты, не позволяют полностью оценить способности человека[3].

Третьим методом оценки креативности является эксперимент. В данное время построена новая модель эксперимента для изучения креативности. Эта модель отличается от старой модели тем, что она является объемной для того, чтобы прослеживать ход мысли за пределами решения исходной задачи. В этом качестве может выступать система однотипных задач с общими закономерностями.

Существует несколько принципов построения эксперимента. Первым принципом является отказ от внешнего побудителя и предотвращение появления внутренней оценочной стимуляции. Испытуемый освобождается от необходимости решения сложной проблемы, что-то изобретать и творить. Также должен быть максимально отброшен прошлый опыт, который может способствовать порождению стимулов, которые экспериментатор контролировать не может. Требование решить задачу выступает в качестве стимула творческой лишь до тех пор, пока испытуемый не находит алгоритм решения задачи[1,с.71-107].

Познавательный поиск может стимулироваться не только внешними требованиями, но также и чувством неудовлетворенности результатами собственной работы.

Второй принцип построения эксперимента заключается в том, что задание не должно ограничивать испытуемого чем-либо. Задание должно быть построено не по принципу теста или проблемной задачи, а как ничем не ограниченное поле деятельности (задачи, доступные для решения при любом уровне умственных способностей). В данном эксперименте не должно быть поставлено определенных закономерностей и проблем.

Так как метод направлен на выявление способностей человека к преодолению ограничений, то в эксперименте могут быть какие-либо ограничения. Структура эксперимента должна предусматривать наличие ложных ограничений[1,с.71-107].

Третьим принципом, построения эксперимента является его долговременность. Испытуемому необходимо дать время для овладения деятельностью, а затем проявления инициативы, а оно у всех разное. Деятельность должна быть простой, но вариативной, чтобы сделать эксперимент длительным по времени.

Эти требования могут быть использованы в другом материале, в разных методиках, но только реализация этих принципов в их совокупности образует новый метод, который условно можно назвать «Креативное поле»[1,с.71-107].

У школьников творческие способности можно оценить с помощью конкурсов и олимпиад. Но это не всегда удается из-за того, что на олимпиадах по таким предметам, как химия, биология, языкознание или география необходимо проявлять именно имеющиеся знания, а не креативный подход к решению задач.

Также еще одним способом выявления и оценивания творческих способностей у школьников являются вопросы, которые стимулируют нестандартное мышление и самостоятельность суждений. Но, оказалось, многие педагоги не в силах сформулировать такие вопросы[6].

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Теоретические подходы к рассмотрению понятия «школьная дезадаптация»
Анализ литературы позволяет выделить ряд факторов, создающих предпосылки для возникновения ШД. К числу данных факторов относятся следующие: 1) Психический фактор – тяжелые психические заболевания у детей, приводящие к инвалидности, встр ...

Общее и своеобразное в развитии нормального и аномального ребенка
1) Развитие нормального и аномального ребенка подчиняются общим психофизиологическим законам. Это определяет большое значение для развития аномального ребенка, его потенциальных возможностей, которые используются для коррекции и реабилита ...

Наркомания как предмет психологического исследования
Взгляд на наркоманию как на сложную систему поведения наркозависимого индивида в социальной среде ставит перед разработчиками реабилитационных программ чрезвычайно сложную проблему: становление у наркомана, находящегося в стадии ремиссии, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru