Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях

Страница 3

Степень тяжести психотравмирующего события зависит от:

• наличия или отсутствия угрозы для жизни;

• тяжести потерь;

• внезапности события;

• степени изолированности от других людей в момент события;

• степени воздействия окружающей обстановки;

• наличия или отсутствия защиты от возможного повторения психотравмирующего события;

• наличия или отсутствия моральных конфликтов, связанных с психотравмирующим событием, и их характера;

• пассивной или активной роли индивида в стрессовой ситуации;

• характера непосредственного воздействия данного события.

Человек находится в состоянии стресса или периодически возвращается в это состояние до тех пор, пока продолжается переработка информации о стрессовом (психотравмирующем) событии.

К основным симптомам стресса, проявляющимся на психологическом уровне, относится следующее:

• раздражительность в общении;

• затруднения при выполнении повседневных дел и привычной работы, с которыми ранее индивид справлялся вполне успешно;

• потеря интереса к жизни;

• постоянный или возникающий от случая к случаю страх заболеть;

• постоянное ожидание неудачи;

• ощущение собственной неполноценности или даже ненависть к самому себе;

• затрудненное принятие решений;

• потеря интереса к другим людям;

• постоянное чувство едва сдерживаемого гнева;

• ощущение враждебности со стороны окружающих;

• утрата чувства юмора и способности смеяться;

• безразличие (к работе, домашним делам, внешности, окружающим);

• страх перед будущим;

• боязнь собственной несостоятельности во всех ответственных делах;

• чувство, что никому нельзя доверять;

• пониженная способность к концентрации;

• неспособность завершить одно дело, не бросив его и не начав другое;

• сильный страх открытого или замкнутого пространства либо страх перед уединением [27].

Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стресса в этом случае могут стать социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений. Стрессовыми могут быть также требования и ограничения, налагаемые на поведение человека работой и семейными отношениями, возникновение стрессовых состояний может быть связано с внутренними причинами невозможности удовлетворения насущных потребностей.

Характер проявления стресса зависит и от индивидуальных особенностей людей. Нет двух людей, у которых проявления реакции на стресс были бы совершенно одинаковыми, так как большая часть стрессов инициируется и воспроизводится самим человеком. Но, несмотря на индивидуальные различия, в поведении человека в экстремальных ситуациях можно выделить несколько типичных этапов.

Подготовительный этап имеет место в том случае, когда человек предвидит наступление экстремальной ситуации. Содержание этого этапа носит познавательный характер: индивид накапливает определенную информацию о среде своего предстоящего обитания и об условиях предстоящей деятельности.

В зависимости от индивидуальных особенностей личности и уровня мотивации познавательное поведение может носить активно-целенаправленный или же пассивный характер. В первом случае человек стремится получить как можно больше информации, проявляет активный интерес и использует для этого любую возможность. Здесь кроме активного потребления информации имеет место интеллектуальная и волевая деятельность по подготовке к переходу в измененные условия существования. Второй тип познавательного поведения носит характер пассивного восприятия получаемой информации без критического осмысления ее достоверности и необходимости. При этом сама информация в зависимости от ситуации может быть недостаточной, избыточной, случайной или закономерной, однако в основном потребляется лишь та информация, которая соответствует внутренним ожиданиям личности и особенностям репрезентации информации. В скоротечных экстремальных ситуациях данный период не выражен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Понятие креативности
Существует несколько понятий креативности, но все они связаны с одаренностью и творческими способностями. В раличных словарях дается различная трактовка этого понятия. Например, в большом толковом психологическом словаре под редакцией Ар ...

Развитие психологической мысли во Франции в 18 веке
Пропагандистами опытного знания, критиками метафизики и схоластики были Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694 – 1778) и Этьен Бонно де Кондильяк (1715 – 1780). Кондильяк предложил оригинальную модель “человека – статуи”, развивавшую отличный о ...

Воображение и талантливость
Воображение — это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личност ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru