Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях
Степень тяжести психотравмирующего события зависит от:
• наличия или отсутствия угрозы для жизни;
• тяжести потерь;
• внезапности события;
• степени изолированности от других людей в момент события;
• степени воздействия окружающей обстановки;
• наличия или отсутствия защиты от возможного повторения психотравмирующего события;
• наличия или отсутствия моральных конфликтов, связанных с психотравмирующим событием, и их характера;
• пассивной или активной роли индивида в стрессовой ситуации;
• характера непосредственного воздействия данного события.
Человек находится в состоянии стресса или периодически возвращается в это состояние до тех пор, пока продолжается переработка информации о стрессовом (психотравмирующем) событии.
К основным симптомам стресса, проявляющимся на психологическом уровне, относится следующее:
• раздражительность в общении;
• затруднения при выполнении повседневных дел и привычной работы, с которыми ранее индивид справлялся вполне успешно;
• потеря интереса к жизни;
• постоянный или возникающий от случая к случаю страх заболеть;
• постоянное ожидание неудачи;
• ощущение собственной неполноценности или даже ненависть к самому себе;
• затрудненное принятие решений;
• потеря интереса к другим людям;
• постоянное чувство едва сдерживаемого гнева;
• ощущение враждебности со стороны окружающих;
• утрата чувства юмора и способности смеяться;
• безразличие (к работе, домашним делам, внешности, окружающим);
• страх перед будущим;
• боязнь собственной несостоятельности во всех ответственных делах;
• чувство, что никому нельзя доверять;
• пониженная способность к концентрации;
• неспособность завершить одно дело, не бросив его и не начав другое;
• сильный страх открытого или замкнутого пространства либо страх перед уединением [27].
Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стресса в этом случае могут стать социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений. Стрессовыми могут быть также требования и ограничения, налагаемые на поведение человека работой и семейными отношениями, возникновение стрессовых состояний может быть связано с внутренними причинами невозможности удовлетворения насущных потребностей.
Характер проявления стресса зависит и от индивидуальных особенностей людей. Нет двух людей, у которых проявления реакции на стресс были бы совершенно одинаковыми, так как большая часть стрессов инициируется и воспроизводится самим человеком. Но, несмотря на индивидуальные различия, в поведении человека в экстремальных ситуациях можно выделить несколько типичных этапов.
Подготовительный этап имеет место в том случае, когда человек предвидит наступление экстремальной ситуации. Содержание этого этапа носит познавательный характер: индивид накапливает определенную информацию о среде своего предстоящего обитания и об условиях предстоящей деятельности.
В зависимости от индивидуальных особенностей личности и уровня мотивации познавательное поведение может носить активно-целенаправленный или же пассивный характер. В первом случае человек стремится получить как можно больше информации, проявляет активный интерес и использует для этого любую возможность. Здесь кроме активного потребления информации имеет место интеллектуальная и волевая деятельность по подготовке к переходу в измененные условия существования. Второй тип познавательного поведения носит характер пассивного восприятия получаемой информации без критического осмысления ее достоверности и необходимости. При этом сама информация в зависимости от ситуации может быть недостаточной, избыточной, случайной или закономерной, однако в основном потребляется лишь та информация, которая соответствует внутренним ожиданиям личности и особенностям репрезентации информации. В скоротечных экстремальных ситуациях данный период не выражен.
Интересные материалы:
Понятие креативности
Существует несколько понятий креативности, но все они связаны с одаренностью и творческими способностями.
В раличных словарях дается различная трактовка этого понятия. Например, в большом толковом психологическом словаре под редакцией Ар ...
Развитие психологической мысли во Франции в 18 веке
Пропагандистами опытного знания, критиками метафизики и схоластики были Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694 – 1778) и Этьен Бонно де Кондильяк (1715 – 1780).
Кондильяк предложил оригинальную модель “человека – статуи”, развивавшую отличный о ...
Воображение и талантливость
Воображение — это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личност ...