Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях

Страница 2

В результате теоретических и экспериментальных исследований было показано, что для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии), основанные на его личном опыте и психологических ресурсах. К данному типу личностных ресурсов обычно относят уровень когнитивного развития, особенности Я-концепции и уровня самоконтроля, а также психологические особенности личности, обеспечивающие стрессоустойчивость.

Подчеркивая психологическую сторону стресса, следует отметить, что человек реагирует не только на реальную опасность, но и на угрозы и символы опасности, связанные с прошлыми переживаниями. Физиологические изменения, происходящие в организме человека в ответ на стрессовые воздействия, в действительности являются лишь следствием уже вызванных ими эмоциональных переживаний: без эмоциональных переживаний физиологические изменения не происходят, даже если стресс заканчивается физиологической травмой. Стресс, таким образом, возникает прежде всего в ответ на угрозу, которая дистанционно воздействует на человека, вызывая у него то или иное эмоциональное отношение к ней и подготавливая тем самым весь организм к возможным физическим последствиям. Следовательно, стресс является для человека результатом восприятия такой угрозы, эмоциональные переживания которой оказывают влияние на его способности к эффективной деятельности.

Таким образом, под термином стрессовое событие могут быть объединены все внешние воздействия на человека, которые, несмотря на все свое огромное разнообразие, вызывают один и тот же эффект — комплекс негативных эмоций, понижающий функциональные возможности индивида либо ослабляющий общую сопротивляемость организма.

В любом стрессовом событии можно выделить три взаимосвязанных компонента:

• дистанционная угроза;

• восприятие и эмоциональное переживание этой угрозы индивидом;

• физиологические и соматические последствия этих переживаний.

В некоторых случаях стрессовое событие может иметь и психотравматические последствия, и тогда говорят о психотравмирующем событии. В процессе ответной реакции на психотравмирующее событие можно выделить несколько фаз:

• первичная эмоциональная реакция;

• фаза отрицания, выражающаяся в эмоциональном угнетении и стремлении избегать воспоминаний о психотравмирующем событии;

• чередование отрицания и вторжения. Вторжение проявляется в "прорывающихся" воспоминаниях о психотравмирующем событии, снах о событии и повышенном уровне реагирования на все, что о нем напоминает;

• фаза дальнейшей интеллектуальной и эмоциональной переработки травматического опыта.

Продолжительность процесса реагирования на стрессовое событие обусловлена значимостью информации, связанной с этим событием, для индивида. При благоприятном течении данного процесса он длится от нескольких недель до нескольких месяцев после случившегося и завершается прекращением психотравмирующего воздействия. Но нередко напряжение, возникшее в результате действия стрессора, сохраняется намного дольше. При этом многие люди либо не распознают симптомы стресса, либо не знают, каким образом можно от них избавиться. В результате напряжение "встраивается" в систему личности и не напоминает о себе до тех пор, пока система не оказывается разбалансированной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Факторы и статусы, оказывающие влияние на процесс восприятия
Можно выделить три группы таких факторов: характеристики личности, выступающей в качестве субъекта восприятия и понимания; параметры текста и той реальности, которая в этом тексте отражается; ситуации, в которой протекает процесс восприят ...

Психологическая характеристика личности старшего дошкольника
В дошкольном возрасте выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). Дошкольный возраст – большой и ответственный период психического развития ребенка. Как пока ...

Макро и микросреда конфликта
К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентации и т.д.). Такими элементами являются: среда ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru