Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях

Страница 1

Существует множество теоретических подходов к пониманию психофизиологического механизма возникновения и протекания стрессовых реакций. Наиболее объективной представляется точка зрения канадского биолога и физиолога Г. Селье, в соответствии с которой любое требование, предъявленное к человеческому организму, вызывает определенную реакцию — стресс. Как установлено опытным путем, независимо от того, какого рода изменения в организме вызывают стрессовые ситуации, они предъявляют требования к перестройке организма с целью его приспособления к новым условиям существования.

Организм как сложная, высокоорганизованная система в ответ на различные интенсивные воздействия реагирует адаптивно-защитными реакциями, всю совокупность которых Селье назвал общим адаптационным синдромом. Этот синдром в своем развитии проходит три фазы.

Первая фаза — "реакция тревоги". Организм меняет свои внутренние характеристики, происходит изменение желез внутренней секреции, меняется содержание адреналина в крови. Данная реакция возникает в процессе предстартовой мобилизации. В целом эта реакция позитивна и направлена на то, чтобы в нужный момент дать организму достаточно энергии для адекватной реакции на раздражитель. Но в некоторых случаях увеличение предстартового периода снижает эффективность дальнейших действий, а в крайних ситуациях могут возникать функциональные расстройства, психосоматические заболевания и неврозы.

Вторая фаза — "сопротивление". Организм сопротивляется, признаки тревоги исчезают, уровень сопротивляемости выше обычного. Пока психологическое напряжение не превышает предела полезности, профессиональные действия человека становятся под его влиянием более энергичными, активными, быстрыми, внимание улучшается, мысль работает быстро и четко, мотивация усиливается, задания выполняются с эмоциональным подъемом.

Третья фаза — "истощение". Постепенно происходит истощение адаптационной энергии, падение сопротивляемости, вновь возникает реакция тревоги. Когда напряжение возрастает и переходит предел полезности — наступает дистресс, вызывающий ухудшение деятельности. Появляется перенапряжение, в результате которого ослабляется активность, настойчивость, человек теряет веру в себя и в успех своих действий, совершает немотивированные поступки и даже может отказаться от выполнения задания. При переходе и этого рубежа наступает запредельное напряжение, приводящее к срыву психической деятельности.

Стресс сопровождается мобилизацией всех функций организма и вызывает изменения в сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечно-двигательной, эндокринной и других системах.

Характер поведения индивида в стрессовой ситуации зависит от ее значимости, а также от психологической структуры личности — отношения человека к трудностям в работе, к успеху и неудаче, степени уверенности в своих силах, направленности личности, соотношения притязаний и возможностей [26].

В концепции Селье и его последователей основное внимание уделялось анализу внешнего стрессового фактора, но психологи, и прежде всего Р. С. Лазарус, обосновали положение о том, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса и частота его воздействия. Это положение легло в основу трансакциональной когнитивной теории стресса и копинг-поведения Лазаруса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Воображение и талантливость
Воображение — это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личност ...

Индивидуальный стиль деятельности
Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности: 1) профессиональный отбор; 2) индивидуальный подход; 3) формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов; 4) формирование индивиду ...

Понятие общения
При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной стру ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru