Формирование психологической системы учебной деятельности

Информация » Психология деятельности и способности человека » Формирование психологической системы учебной деятельности

Страница 6

- моделирование выделенного отношения в предметной, графической и знаковой форме;

- преобразование модели отношения для изучения его свойств в чистом виде;

- выделение и построение серии конкретно-частных задач, решаемых общим способом;

- контроль за выполнением предыдущих действий; оценка усвоения общего способа как

- результат решения дайной задачи.

Каждое из действий состоит из операций, адекватных конкретным условиям той или иной учебной задачи. Сравнение традиционной методики обучения с методикой, основанной на теоретическом обобщении, свидетельствует об их принципиальном различии.

П.Я. Гальперин. Его гипотеза о поэтапном формировании умственных действий "состоит в том, что психическая деятельность есть результат перенесения внешних материальных действий в план отражения — в план восприятия, представлений и понятий. Процесс этого переноса совершается через ряд этапов, на каждом из которых происходит новое отражение и воспроизведение действия и его систематические преобразования". Первичные св-ва человеческого действия выступают: уровень, на котором оно (действие) выполняется, мера его обобщения, полнота фактически выполняемых операций и мера их освоения. В первом параметре различают три показателя, три уровня действия: с материальными предметами (или их материальными изображениями), в громкой речи {без непосредственной опоры на предметы) и в уме; очевидно, эти уровни намечают основные преобразования действия на пути его становления умственным. Три остальных параметра определяют качество действия: оно тем выше, чем больше обобщение, сокращение и освоение действия.

Формирование системы учебно-важных качеств. Выполнив психологический анализ учебной деятельности, Н.В. Нижегородцева выделила основные учебно-важные качества (УВК) на примере формирования навыков письма и чтения, изучила структурные, функциональные изменения и развитие УВК. При изучении каждого УВК использовалась методика, которая позволяла наиболее полно раскрыть психологическую сущность исследуемого компонента структуры, провести качественный анализ его проявлений в процессе выполнения задания и оценить в баллах. Индивидуальное обследование ученика включало 20 методик: стандартную беседу с ребенком; запоминание и воспроизведение 10 несвязанных слов; восприятие пространственно ориентированных структур; воспроизведение ритма; зрительный анализ сложных геометрических фигур; методику "четвертый лишний"; исследование синкинезий; запоминание и воспроизведение девяти геометрических фигур; запоминание и воспроизведение небольшого рассказа; диагностический обучающий эксперимент; моторную пробу Шварцландера, направленную на выявление уровня притязаний; социометрию.

В групповом обследовании использовались такие методики, как графический диктант; графическая проба; корректурная проба Пьерона — Рузера; пиктографический тест рисунок школы; кинетический рисунок семьи (КРС); рисуночный тест «дом — дерево — человек» (ДДЧ). Уровень выраженности отдельных мотивов и особенности общения с «чужим» взрослым оценивались с помощью метода экспертных оценок. По результатам, на формирование готовности к обучению в школе наряду с выделенными выше факторами большое влияние оказывают состав семьи и посещение ребенком детского сада.

Матрицы интеркорреляций, полученные в результате математической обработки данных, позволили Н.В. Нижегородцевой выявить значимые связи компонентов структуры готовности друг с другом и с показателями эффективности усвоения грамоты. Анализ корреляционных матриц позволил также выявить те качества, которые имеют значимые связи с показателями эффективности учения: интегральным показателем успешности усвоения, показателями качества и скорости чтения и письма. Уровень развития этих качеств (ведущих УВК) оказывает непосредственное влияние на успешность усвоения грамоты. При анализе индивидуальных особенностей готовности: к усвоению грамоты учитывались динамика индивидуальных показателей успешности усвоения; уровень развития индивидуальных качеств учащихся; значимость УВК в структуре готовности и характер их взаимосвязей на различных этапах обучения. Особая ценность проведенного Н.В. Нижегородцевой исследования в том, что учебная деятельность изучалась на примере учеников первого класса. Полученное в эксперименте, возрастание индекса когерентности, можно интерпретировать как установление новых функциональных связей между отдельными индивидуальными УВК в процессе усвоения содержания обучения и как повышение вследствие этого возможностей структуры индивидуальных УВК в плане обеспечения требуемых качества и скорости деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Физиологические основы восприятия
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбужд ...

Поле как объяснительный конструкт
ПОЛЕ — в психологии — совокупность переживаемых субъектом актуальных — «здесь и теперь» — побудителей его активности. Понятие поля разрабатывалось в рамках гештальтпсихологии и психологии топологической, трактуясь согласно принципам этих ...

Генетика трехкомпонентной структуры темперамента
Американские исследователи А. Басс и Р. Пломин рассматривают темперамент как динамические особенности поведения, образующие подструктуру личностных черт. Анализируя динамические особенности поведения, удовлетворяющие общепризнанным критер ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru