Формирование психологической системы учебной деятельности

Информация » Психология деятельности и способности человека » Формирование психологической системы учебной деятельности

Страница 2

Сегодня необходимо обратиться к новой философии образования и к новой педагогике. Потеряв связь с интересами ребенка, поставив задачу ввести его в мир абстрактного научного знания, педагогика стала худосочной и бессильной. Вернуться к интересам ребенка — это значит дать жизнь его ненасытному аппетиту познания, разбудить его способности, открыть путь к проявлению таланта и гениальности в каждом. Мастерство педагога заключается в том, чтобы общественно значимое преобразовать в личностно-значимое. Стремление систематизировать мотивы приводит к необходимости анализа основных потребностей личности.

Взаимосвязь характера и мотивов нашла наиболее полное отражение в динамической психологии. 3.Фрейд рассматривал характер как систему побуждений, обусловливающих поведение. Э.Фромм определял характер как (относительно) устойчивую форму поведения, в которой концентрируется человеческая энергия в процессе ассимиляции и социализации.

Характер родителей и их методы воспитания, со своей стороны, вырабатываются под влиянием общественной структуры своей культурной среды. Средняя семья — "психологическая агентура общества". В ней ребенок приспосабливается к своей семье, приобретает характер, который позже приобщает его к задачам общественной жизни. Ребенок присваивает себе характер, через который он хочет делать то, что должен делать, и тем самым он оказывается связанным внутренней сущностью со своим общественным классом или культурной средой. И в школе ребенок ведет себя в соответствии со своим характером. Для того чтобы он принял учебную деятельность, необходимо соотнести ее с характером ребенка, интерпретировать учебную задачу в системе координат черт характера.

Цель учебной деятельности. Уникальная особенность учебной деятельности, особенно на раннем этапе, заключается в распределённости мотивов и целей между ребенком и взрослым: мотив ребенка, а цель взрослого. В начале учебной деятельности ее цель ясна только учителю. Любой педагог, стоящий на гуманистических позициях, должен прежде всего иметь эту цель перед всем процессом образования и перед каждой его частью. Только такие учебные штаны и программы можно считать прогрессивными, которые способствуют раскрытию потенций человека. На определенных этапах обучения эта цель может передаваться от учителя к ученику, на основе развития процессов самосознания. Хорошим примером здесь может выступать педагогическая концепция ''Позитив Экшн" и ее практическая реализация американским педагогом Кэрол Олред.

Цель может выступать в двух формах:

— цели-образа, непосредственно направляющего и регулирующего учебную деятельность на всем ее протяжении;

— цели-задания, регулирующего деятельность через конечный результат, который выступает в форме знания.

В первом случае формирование цели сводится к разработке педагогически грамотного визуального ряда, представляющего процесс деятельности и результат. Задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы оно могло выполнять функцию цели, а именно: определять характер и способ деятельности.

Анализ литературы по проблемам понимания и умственной деятельности позволяет высказать следующие требования к постановке цели-задания:

— выяснить, понимает ли ученик слова, из которых состоит задание, т.е. знает ли он эти слова и их значение;

— выяснить, понимает ли ученик слова в контексте задания, установить, понимает ли он их в том же смысле, что и учитель;

— установив факт понимания слов задания, выяснить, понимает ли ученик само задание, не искажает ли его прошлый опыт ученика, социальные ожидания, контекст, в котором давалось задание;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Содержание и структура восприятия музыкального произведения
В музыкальной психологии сложилось несколько направлений, изучающих процессы музыкального восприятия. Одним из самых глубоко разработанных направлений является поиск "зерна" восприятия, раскрывающего специфику восприятия музыки. ...

Конфликт – как социальный феномен
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположн ...

Развитие представлений о понятии «идентичность»
Проблематика идентичности находиться на стыке интересов социологии, истории, культурологи, когнитивной психологии, психологии личности и социальной психологии. Проблема идентификации "Я" решалась в западной психологии А. Адлером ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru