Концепция профессионального становления как частная методология исследования профессиональной идентичности

Информация » Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии » Концепция профессионального становления как частная методология исследования профессиональной идентичности

Страница 1

Как было отмечено в 1.2.3., формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации параллельно с процессами профессионального самоопределения, становлением профидентичности в условиях выполнения профессиональной деятельности.

Термин «профессионализация» обычно используется как синоним понятия «профессиональное становление человека». Так А. К. Маркова, пишет о профессионализации как о восхождении человека к профессионализму [32, С. 98 – 101].

В понимании профессионализации важным является соединение личностных и деятельностных компонентов. Эту связь подчеркивает в частности В. Б. Григорьев, который определяет профессионализацию как целостный процесс соединения личности и профессии [45, С. 154 - 158]. Именно в процессе трудовой деятельности.

Данной проблемой в отечественной психологии занимались такие ученые как К.С. Абульханова – Славская, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников. В зарубежной науке: А. Маслоу, Дж. Сьпер, Дж. Холланд.

Процесс профессионального становления личности индивидуален, своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить определенные закономерности и особенности. Профессиональное становления личности позволяет человеку в наибольшей степени реализовать себя.

Данный процесс проходит ряд стадий, мы рассмотрим классификацию Э.Ф. Зеера. Основанием автор выделил социальную ситуацию и ведущую деятельность.

1. Аморфная оптация (0 – 12 лет). Профессионально ориентированные интересы и склонности.

2. Оптация (12 - 16 лет). Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования, учебно-профессиональное самоопределение.

3. Профессиональная подготовка (16 – 23 года). Профессиональная подготовленность, готовность к самостоятельному труду.

4. Профессиональная адаптация (18 – 25 лет). Освоение новой роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества.

5. Первичная профессионализация (26 – 33 года). Профессиональная позиция, индивидуальный стиль деятельности. Квалификационный труд.

6. Вторичная профессионализация (34 – 42 года). Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, гибкий стиль деятельности, корпоративность.

7. Профессиональное мастерство (42 – 60 лет). Творческая профессиональная деятельность, вершина профессионального развития.

Профессиональное становление педагога - один из аспектов теоретического анализа, необходимый для решения проблемы нашего исследования. В процессе этого анализа важно было увидеть стадии профессионального становления, поскольку предполагается изучение профессиональной идентичности педагогов с различным стажем работы (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Митина Л.М. и др.) [15; 32].

Выделенные стадии условно соотнесены нами со стажем профессиональной деятельности, что позволило условно разделить выборку на группы :

§ первая группа - стадия профессиональной адаптации (18 – 25 лет) педагоги со стажем работы 1 – 5 лет;

§ вторая группа – стадия первичной профессионализации (26 – 33 года) педагоги со стажем работы 6 –10 лет;

§ третья группа - стадия вторичной профессионализации (34 – 42 года) педагоги со стажем работы 11 –20 лет;

§ четвертая группа - стадия профессионального мастерства (42 – 60 лет) педагоги со стажем работы более 20 лет.

Влияние профессиональной деятельности на человека прослеживается в исследованиях, направленных на изучение личности профессионала и становление субъекта профессиональной деятельности (А.В. Брушлинский, Е.Н. Волкова, Н.С. Глуханюк, Т.Л. Миронова, Г.С. Никифоров, А.А. Реан, Э.Ф. Зеер). Как показали результаты этих работ, профессионализация для личности не является только фактором поступательного развития и самоактуализации. В этом процессе происходят как позитивные, так и деструктивные изменения. Эти изменения базируются на рефлексивных процессах, которые способствуют развитию идентичности и профессионального самосознания (В.Н. Козиев, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Д.В. Ронзин).

Идентичность выступает как сложный интегративный психологический феномен, который обсуждают и как чувство, и как сумму знаний о себе, и как поведенческое единство (прил.1, табл.1). Мы исходим из того, что идентичность есть синтез характеристик человека в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате субъективной прагматической ориентации в постоянно меняющейся среде.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Психологические составляющие и функции экологического сознания
Вопросы наличия и формирования экологического сознания, а также его типологии зависят от содержания, которое мы вкладываем в само это понятие. Структура экологического сознания определяется как совокупность: · представлений (как индивиду ...

Умственно отсталые дети
В России умственно отсталых детей стали отделять от психически больных, пытаясь воспитывать и обучать, изучать и коррегировать их недостатки в середине XIX века. Понятие «умственно отсталый ребёнок», принятое в российской коррекционной пе ...

Группа неустойчивых психопатов
Этот термин недостаточно точен и разными психиатрами употребляется не в одинаковом объеме. Психологи предпочитают не расширять чрезмерно его значения и границ и обозначить им только тех душевно неглубоких, слабохарактерных людей, которые ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru