Социально-психологическая характеристика понятия группы

Информация » Исследование межличностной совместимости и срабатываемости в группе » Социально-психологическая характеристика понятия группы

Страница 1

Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных в социальной психологии.

Интерес исследователей к проблемам группы обусловлен рядом принципиальных моментов. С одной стороны, личность, ее самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп. С другой стороны, группа сама по себе не является простой суммой вошедших в нее людей, а представляет с момента своего психологического возникновения самостоятельное целостное явление со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам ее членов, собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности.

Развитие социально-психологической науки подвело исследователей к осознанию необходимости признания того факта, что невозможно адекватно изучить личность, объяснить своеобразие сложных её жизненных проявлений вне того социального и психологического окружения, в котором она живет и развивается. Психический склад индивида, его личностное содержание формируются на пересечении различных групповых влияний. Следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является.

Исследования групп ориентированы на различные сферы социально-психологической деятельности, и, в частности, призваны способствовать повышению эффективности функционирования организации в целом.

В процессе развития социальной психологии исследователи неоднократно обращались к определению понятия «малая группа», при этом было сформулированно большое количество различных, порой весьма различающихся между собой дефиниций. В своих попытках определить суть малой группы авторы, как правило, шли от собственного ее понимания, диктовавшего акцентирование тех или иных сторон группового процесса [1, 20, 31, 32].

В современной психологии термин «группа» является широким и многозначными. Его применяют при характеристике любой человеческой общности, которая может быть выделена на основе различных признаков. В большинстве случаев речь идет о малой группе, в состав которой может входить от 2 до 30 человек, степень близости ее членов выступает в качестве основного критерия для объединения людей в малую группу. В контексте данной работы я буду рассматривать именно малую группу, как рабочий коллектив.

Как уже было сказано ранее, в отечественной и зарубежной психологической литературе термину «малая группа» даны весьма разнообразные определения. Их существенное отличие состоит в различных подходах к рассмотрению понятия малой группы. Проанализировав всё разнообразие определений можно выделить четыре основные категории.

1. Восприятие членами группы отдельных партнеров и группы в целом.

2. Мотивация членов группы.

3. Организационные (или структурные) характеристики группы.

4. Взаимозависимость и взаимодействие членов группы.

То есть группа - это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур.

Если подходить к рассмотрению малой группы, как некой изолированной от мира общности, функционирующей по своим, особым законам, в таком случае изложенные выше представления о ней следует признать вполне оправданными. Но группа не изолирована от социального мира, она вписана в него, и ее присутствие в нем является фактом, фиксируемым другими (группами или отдельными индивидами). Группа признается элементом окружающего мира со всеми вытекающими отсюда последствиями в смысле всевозможных взаимодействий, влияний, противодействий и т.п. [45].

В еще большей степени связь малой группы с обществом заключена в её трактовке как малой социальной группы, то есть как элементарного звена структуры социальных отношений, своеобразной функциональной единицы в системе общественного разделения труда. В этом случае в дополнение к представленным выше характеристикам малой группы, можно сказать, что речь идет о такой группе, «в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [1, с. 191].

Однако, данное определение, в принципе задающее верное направление анализа малой группы, тем не менее, является в известной мере односторонним. В данном случае не получается раскрыть психологические признаки группы, скрытые за словосочетанием «непосредственные личные контакты». Отсюда, в связи с весьма сложной природой малой группы вполне резонно напрашивается вывод о необходимости двупланового подхода к ее трактовке, а именно:

- со стороны социальной составляющей;

- со стороны психологической составляющей.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Методики изучения межличностных отношений в детском возрасте
В настоящее время в психологии существует довольно большое количество конкретных методик, позволяющих исследовать межличностные отношения. В.Б. Быстрицкас и Г.Т. Хоментаускас отмечают следующие основания для систематизации этих методик: ...

Игра как средство развития самооценки детей дошкольного возраста
Перспективы обогащения функциональной характеристики самооценки как регулятивного фактора отношений раскрываются в процессе игровой деятельности дошкольников. «В регулировании поведения самооценке принадлежит особая роль, она выступает «с ...

Конфликт – как социальный феномен
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположн ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru