Социально-психологическая характеристика понятия группы
При исследовании малых групп кроме уже приведенных характеристик их структур используются и другие показатели.
Открытые и закрытые группы. Их определяет степень открытости, доступности группы влиянию окружающей ее социальной среды, общества. В современном мире практически почти любая малая группа является открытой. Тем не менее время от времени обнаруживается существование групп, которые, вероятно, в той или иной мере можно отнести к категории закрытых вследствие их «вырванности» из мира людей, порой в течение длительного времени, например, семьи и даже целые поселенья различного рода старообрядцев или сектантов.
Группы членства и референтные группы. Основанием для подобного деления является степень значимости группы для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на систему его установок.
Так, группа может рассматриваться просто как место пребывания индивида в социуме. Члены такой группы могут состоять в ней формально, но не разделять при этом принятые в группе установки и ценностных ориентаций (например, нормы морали, правила поведения и прочее). В таком случае речь идет всего лишь о группе членства. Если же нормы и ценности группы индивид разделяет, соотнося с ней свои установки - здесь говорится о референтной группе. Обычно у каждого индивида имеется значительное количество референтных групп. В целом же такое свойство группы, как референтность, имеет прямое отношение к интегративным процессам в ней, способствуя сохранению ее целостности и стабильности, последующему воспроизводству в качестве единицы жизнедеятельности общества.
Лабораторные и естественные группы. К первым относятся группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях; ко вторым — группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях. Принципиальное различие между группами обоих типов состоит в том, что в первом случае речь идет, как правило, о группах, укомплектованных случайными лицами (часто за плату) на время эксперимента и с его окончанием прекращающих свое существование. Во втором случае имеются в виду преимущественно уже сложившиеся группы с определенной историей, и которые нередко характеризуются довольно высоким уровнем социально-психологического развития [24].
Таким образом, из приведённого выше анализа феномена малых групп можно заметить, что группа представляет собой сложное образование, требующего детального изучения его строения, функций, социальных и психологических феноменов. Одним их таких феноменов являются межличностные отношения в малой группе.
Интересные материалы:
Виды общения
В зависимости от ситуации, контекста, отношения к партнеру психологи выделяют три вида общения: нерефлексивное; рефлексивное; установка.
В процессе общения важна демонстрация Вашей заинтересованности. Простым методом ее поддержания являе ...
Виды, формы межличностных отношений
Чтобы лучше ориентироваться в многообразии отношений, имеет смысл обратиться к существующим в психологической литературе классификациям. Разные исследователи выделяют для классификации отношений большое количество параметров, что создает ...
Воспитание и обучение аномальных детей
Воспитание аномального ребенка
– планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение с целью формирования его личности, всестороннего развития, приспособления к детскому коллективу, интеграции в обществе, компенсации его д ...