Формы становления личности в процессе её профессионализации

Информация » Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога » Формы становления личности в процессе её профессионализации

Страница 1

В психологии профессионального образования фиксируется смещение исследовательского интереса с разработки описательно- нормативных моделей личности и деятельности специалиста, на основе которых формулировались требования к содержанию его профессиональной подготовки (профессиографический подход), к исследованию профессионального сознания и самосознания субъекта деятельности - его ценностей, смысловых образований, рефлексии. Возникает необходимость выхода за пределы узкотехнологического понимания профессиональной деятельности в сферу психологии сознания,развитие которого рассматривается как основное содержание процесса профессионализации.

В ряде работ указывается на необходимость проведения такого рода исследований профессионального сознания, которые открывали бы и обосновывали пути его целенаправленного формирования, поскольку профессиональное сознание требует специальной работы по его развитию, между тем, оно зачастую складывается стихийно.

«Труд,- пишет А.Б. Орлов, - рассматривается как сложный психологический «агрегат», складывающийся из набора психологических деталей и оптимизирующийся посредством совершенствования тех или иных узлов. При этом задача педагога и психолога видится в том, чтобы предельно дробно описать психолого-педагогические компоненты труда специалиста, определить наилучший режим функционирования каждого из этих компонентов (т.е. сконструировать своеобразный психолого-педагогический норматив труда специалиста) и сформулировать эту норму в качестве императива для преподавателя ВУЗа, института усовершенствования и, наконец, для самого специалиста («специалист должен…)».

Последние годы отмечены появлением целого ряда работ, исследующих профессиональное сознание.

Последнее полагается в качестве важнейшей категории, реально отражающей существо процесса профессионального становления и развития психолога, прежде всего – на этапе вузовского образования. Однако специальный анализ содержания вузовского образования позволяет утверждать, что именно профессиональное сознание оказывается главным «узлом», где сосредоточены основные противоречия между существующей практикой подготовки психолога и его конкретной профессиональной деятельностью.

Одним из основных недостатков в подготовке психологов на сегодняшний день выступает господство в высшей школе так называемого знаниевого подхода, в рамках которого основной образовательной задачей считается формирование у студентов прочных научно- предметных знаний. Подобное положение вещей неоднократно подвергалось критике.

Отмечалось, что в процессе обучения студенты имеют дело не с содержанием профессиональной деятельности, а с научными предметами. Учебная деятельность в традиционном образовании оказывается «нейтральной» по отношению к предмету будущей профессиональной деятельности [2].В результате обучения мы имеем (в лучшем случае) знатоков, эрудитов в конкретной области знания, но не субъектов целостной психологической деятельности. Выявляется оппозиция: ученик (может быть, чрезвычайно способный к усвоению основ наук, успешно сдающий зачеты, экзамены, но несостоятельный как профессионал, в этом смысле – «вечный студент») и деятель. Реальная профессиональная деятельность характеризуется многообразием контекстов применения знаний, комплексным характером психологических ситуаций, требующих системного их использования, что делает невозможным прямой перенос знаний в практику. Устроившись на работу, выпускник вуза на несколько лет проваливается в «яму адаптации».Отмечено, что моделью обучения, соответствующей «знаниевому» подходу в традиционном психологическом образовании, является вербальное обучение, основывающееся на трансляции, запоминании и воспроизведении текстов коммуникации.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Психология влюбленности и любви
Как уже отмечалось ранее, в связи с ростом ценности индивидуальности в социуме в настоящее время возрастает и значимость психологических факторов в институте семьи. Если раньше можно было представить семью с негативными эмоциональными отн ...

Патогенез психосоматических симптомов
Большинство психоаналитиков сходятся во мнении, что психосоматический симптом не имеет символического содержания (т. е., не допускает множественной интерпретации) в той мере, в какой это присуще невротическому симптому. Он возникает в слу ...

Значение ожиданий в системе межличностных отношений
межличностный отношения экспектация стереотип "Межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействий. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, ин ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru