Сравнительный анализ методов оценки креативности
Тест представляет собой короткое психологическое испытание. Эксперимент же длителен по времени.
Исследование креативности должно быть обязательно многократным, потому что кратковременность может вызвать у испытуемого стрессовое состояние и может препятствовать отделению результата испытания от влияния побочных факторов данного момента. Многократность исследования является оптимальным средством избавления от влияния на результаты исследования состояний испытуемого. Только эксперимент может обеспечить действительную длительность и многократность исследований. Только эксперимент может создать условия вариативной, неоднородной деятельности. С помощью тестирования нельзя добиться таких условий и результатов.
Выполнение теста или решение проблемной задачи приводит к тому, что испытуемый проявляет столько умственных знаний и способностей, сколько от него требует задача. Тесты и проблемные задачи как бы задают предел в выявлении возможностей человека. Это приводит к ограниченности исследования творчества. В экспериментальном материале предусмотрено существование ложных ограничений, которые должны быть преодолены испытуемым в ходе эксперимента. Ограничения могут быть преодолены только в эксперименте, в тестах ограничения не преодолеваются[1,с.71-107].
При оценке креативности должны отсутствовать внешние и внутренние оценочные стимулы. В тестах на «креативность» как-будто нет стимулов, но часто при тестировании нужно «найти все способы решения» или «сформулировать все возможные варианты». Эти требования выступают в качестве стимула, который не позволяет испытуемому ограничиться одним или несколькими ответами, а толкает его на активную мобилизацию памяти и воображения. Поэтому «неопределенность» стимула нельзя приравнивать к отсутствию стимула.
Стиль и способ овладения новой деятельностью в эксперименте, время и динамика выявления закономерностей, необходимых для решения задач, позволяют дать детальный анализ всего процесса креативности, его операционального и мотивационного составов[4,с.197-215].
Чем большее число параметров фиксируется экспериментатором, тем более детальный анализ предшествует выводам и тем он объективнее. То есть на основании результатов, полученных с помощью эксперимента, можно дать более подробный анализ исследуемого явления или процесса[1,с.71-107].
С помощью экспериментального метода можно дать испытуемому возможность разработать надежный алгоритм решения задачи. На основании этого алгоритма можно судить и наличии или отсутствии способности к нестимулированному извне развитию деятельности, что отражает уровень развития креативности испытуемого.
Если сравнивать результаты, которые получают исследователи с помощью различных методов, то можно сказать, что самым информативным методом оценки креативности является эксперимент, потому что только эксперимент дает испытуемому возможность проявить свои способности, не ограничивая его ни во времени, ни в способах нахождения решения.
Тесты способствуют проявлению таких свойств человека, как его общий уровень образованности, способность быстро мыслить, а не проявлению его креативности. Также и проблемные задачи не позволяют проникнуть исследователю вглубь одаренности испытуемого, они также выявляют уровень интеллектуального развития, а не креативность. Только эксперимент позволяет глубже проникнуть в процессы креативности и изучить ее.
Итак, по длительности проведения метода эксперимент намного длительнее, чем тестирование. При решении теста или проблемной задачи испытуемый проявляет только умственные способности, которые требует задача. Тесты и задачи ограничивают проявление креативности. С помощью эксперимента исследователь может выявить действительный уровень креативности человека. Эксперимент является самым информативным методом оценки креативности.
Выводы
В этой работе, посвященной изучению методов и критериев оценки креативности, мы изучили понятие креативности, теории, изучающие креативность, выявили основные критерии оценки креативности и методы, с помощью которых можно дать оценку креативности.
На основании всех определений креативности, которые мы нашли, можно сказать, что креативность - это уровень творческой одаренности, являющийся устойчивой характеристикой личности, который позволяет находить оригинальные, новые способы решения задачи, порождать идеи, решения и создавать художественные формы, которые являются уникальными и необычными.
Креативность наиболее ярко проявляется в детском возрасте. Потом ее уровень снижается, но способности не исчезают. С взрослением ребенку необходимо отказаться от яркого проявления своих способностей, чтобы социализироваться и войти в общество. В дошкольном возрасте около 50% детей обладают креативностью, в дальнейшем количество людей, проявляющих свою оригинальность, уменьшается.
Интересные материалы:
Системообразующая функция индивидуального стиля деятельности
Благодаря индивидуальному стилю деятельности возникают новые взаимосвязи между разнообразными индивидуальными свойствами разных иерархических уровней. Опосредующая функция индивидуального стиля относится к разным уровням индивидуальности. ...
История гипноза
Всякий знает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одно утешительное слово со стороны врача и, наоборот, как иногда убийственно… действует на больного суровый холодный приговор врача, не знающего или не желающего знать ...
Группа неустойчивых психопатов
Этот термин недостаточно точен и разными психиатрами употребляется не в одинаковом объеме. Психологи предпочитают не расширять чрезмерно его значения и границ и обозначить им только тех душевно неглубоких, слабохарактерных людей, которые ...