Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии
Такими "сигналами" от людей в системе межличностных отношениях могут выступать сложившиеся стереотипы, конформные требования, полоролевые представления, выражение симпатии. Рассмотрим следующее мнение, которое высказал Аронсон Э. о взаимосвязи перечисленных выше феноменов и ожиданий [1].
"Стереотипы направляют наши ожидания. К примеру, каждое из приведенных ниже слов, вероятно, вызовет весьма определенные ситуации: университетский профессор, девушка на вечеринку, расист, либеральный демократ. Стоит только категоризировать какого-то человека или событие, используя одно из приведенных слов или словосочетаний, в качестве противостоящего другим, как мы начинаем на основе соответствующих стереотипов строить ожидания по поводу наших будущих взаимодействий. Предположим, кто-то заходит в ресторан и мысленно относит его к категории "бар", а не к категории "респектабельное заведение, где можно хорошо поесть". Теперь, раз уж ошибочно классифицировал данное заведение и взял на вооружение неверный сценарий, он будет воспринимать окружающее и вести себя не так, как вел бы себя в ресторане, и, наверное, это будет выглядеть весьма глупо. Ожидания, создаваемые с помощью стереотипа, могут значительно влиять на наш образ мыслей и на наши суждения". [1, с.159]
Взаимосвязь ожиданий и конформности состоит в том, что "желая сохранять хорошее отношение к другим людям, мы стараемся соответствовать их ожиданиям".[1, с.44] Таким образом, группа людей и человек предъявляют какие-то требования к своим членам, если не соответствовать им, то группа отвергнет этого члена. Поэтому желание иметь хорошие отношения с группой, контакты, провоцируют субъекта вести себя, как требуют правила этой группы. Выходит, что если субъект ведет себя, так как ожидает от него группа, то он проявляет конформность. Не отвечать ожиданиям означает проявление неконформности. В этой взаимосвязи конформность является следствием влияния ожиданий.
Следующий аспект изучения ожиданий рассмотрим с точки зрения Леонтьева А.Н.
По мнению Леонтьева ожидания в структуре личности выступают в виде ролей. "По широко распространенному определению, "роль" - это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека, занимающего определенное место в структуре той или иной социальной группы, это структурированный способ его участия в жизни общества. Личность и представляет собой не что иное, как систему усвоенных (интернализированных) "ролей". В социальной группе, которая образует семью, это "роль" сына, отца и т.д.; на работе - "роль", скажем, врача или учителя. В неопределенных ситуациях "роль" тоже возникает, только в этом случае в "роли" гораздо больше проявляются черты архитипа и индивидуально приобретенного опыта. Каждый из нас, разумеется, принимает на себя те или иные социальные функции и в этом смысле - "роли". Однако идея прямого сведения личности к совокупности "ролей" является неправильной. "Роль" - не личность, а, скорее, изображение за которым она скрывается". [8, с.170] Таким образом, мы представляем как человек "должен играть свою роль" и ожидаем от него соответствующего поведения. Понятия роли и ожидания тесно связаны.
Интересные материалы:
Теоретическая модель психологического исследования проблемы влияния
конфликтов на совершение отклонений в поведении военнослужащими
Причинность формирования отклоняющегося поведения военнослужащих не ограничивается только личностными (психологическими качествами) и условиями военно-социальной среды. Необходимо рассмотреть их взаимодействие, в частности конфликтное, ко ...
Психолого-педагогические особенности глухих детей
Ранняя глухота значительно ограничивает возможность овладения речью и приводит к глухонемоте. При этом обычно не наблюдается органических нарушений речи, они носят вторичный характер и при адекватной коррекции компенсируются. Сохраненные ...
Общая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.
Известно, что дошкольное детство опр ...