Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии

Информация » Ожидания в системе межличностных отношений » Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии

Страница 5

Этот взгляд подтверждает и Аронсон Э. в приведенных примерах. [1,с.324-325] В общественном сознании сложились понятия по поводу поведения мужчин и женщин, выполнению роли в семейной жизни, в работе. Такие ожидания организуют межличностные отношения, делают их структурированными и понятными.

"Социальные ожидания как важнейший элемент массового сознания представляют собой мощный регулятор жизнедеятельности общества, поскольку их содержание отражает сравнительно устойчивые, долговременные состояния общественного духа. Социальные ожидания из числа наиболее распространенных и устойчивых, характеризуются нормативностью, то есть заключают в себе момент активного давления, требования определенных действий от участников взаимодействий. Социальные санкции, являясь средством социального контроля, поддерживают существование социальных ожиданий в виде норм. Такие социальные ожидания и обозначаются термином "экспектации", где особо подчеркивается момент нормативности. Ожидания могут формироваться в отношении не только субъектов внутри группового взаимодействия, но и субъектов иных уровней: общества в целом, государства или отдельных его институтов, классов, партий, движений и т.п. Предметом ожиданий могут выступать межличностные, общественные явления и процессы, проблемы войны и мира, политические и культурные события, экономические реформы и прочее. Ожидания складываются и в связи внеобщественными, природными явлениями. Мир ожиданий столь же разнообразен, как разнообразна в своих проявлениях сама жизнь". [19, с.150-154]

Гримак Л.П. рассматривает по-другому ожидания, связывая их с доминантными состояниями как разновидностью стрессовых состояний. "Доминантные состояния могут относиться непосредственно к конкретному периоду той деятельности, которую они обеспечивают, но могут быть значительно сдвинуты в сторону ее предвосхищения и тогда возникает состояние ожидания. Распространенным видом доминантного состояния является ожидание тех или иных значительных событий. Внешние и внутренние проявления состояний ожидания в значительной мере зависят от индивидуальной реактивности человека, специфики его психорегуляторных механизмов защиты.

Пассивное ожидание психологически воспринимается большинством людей как активное предвосхищение будущего столкновения с напряженной ситуацией. В этот период не только сигнальные раздражители (соответствующие реально ожидаемым), но и их подобия вызывают резкие изменения в состоянии организма. Показатели электроэнцифалограммы, электрокардиограммы, внешние проявления свидетельствуют о вегетативных сдвигах в организме. Психическим выражением такого рода состояний является повышенная тревожность, неуверенность в себе. Доминантные психические состояния ожидания выражают физиологическую настройку организма, называемую в физиологии труда как "предрабочее", а в спортивной физиологии как "предстартовое" состояние". [4, с.112-115] Далее автор описывает функционирование ожиданий. Один из характерных для такого состояния признаков - мысленное проигрывание предстоящей деятельности с целью формирования ее более конкретного образа, своеобразное психическое программирование и моделирование оптимальных способов выполнения предстоящих действий. Физиологический смысл этого состояния заключается в том, чтобы создать наилучшие условия для последующей рабочей активности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Проявление памяти в различных видах деятельности
Деятельностный подход к изучению памяти, т.е. ее изучению в единстве с содержанием и структурой деятельности человека, является традиционным в отечественной психологии. В русле этой концепции тщательно изучались условия, природные и социа ...

Синтогенетическая психология как интегративная сфера знаний
Таким образом синтогенетическая периодизация основана на принципах временной организации психического развития П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина (эпохи, периоды, стадии, кризисы). При этом наиболее продолжительные временные ...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с речевой патологией
Л.М. Шипицина, Л.С. Волкова (1993) в результате исследований, выполненных, в частности, с использованием методики "Цветовых выборов" М. Люшера, выявили некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников I ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru