Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии
Следующий акцент в исследовании феномена ожидания, был сделан Мертон Р. Считается, что именно он впервые обратил внимание ученых на такое явление как самосбывающиеся пророчества. [13, с.345]
Розенталь Р. в своих широко известных экспериментах о "предвзятости экспериментатора" обнаружил, что иногда исследуемые ведут себя так, как от них ждут. Многочисленные экспериментаторы (Крано В. и Меллон Ф.; Розенталь Р. и Джейкобс Л. и др.) подтвердили влияние ожиданий учителей на успешность учеников. "Можно ли сказать, что восприятие педагогом способностей и достижений их учеников является не только следствием успеваемости учащихся, но и ее причиной? Результаты корреляционного исследования, выполненного Крано У. и Меллон Ф. с участием 4300 британских школьников, позволяют утвердительно ответить на этот вопрос". [10, с.149] Это означает, что ожидаемые хорошие результаты от ученика будут замечаться, а неуспехи игнорироваться; этому ученику педагог будет уделять больше внимания и усилий, чтобы оправдать свои ожидания и таким образом формируется цепочка: ожидания педагога внимание ученику больше ученик получает, чем другие достижения в учебе подтверждение ожиданий педагога и так далее.
Наши социальные убеждения и суждения важны, ибо они обладают силой воздействия. Когда наши идеи толкают нас на совершение поступков, с очевидностью доказывающих их правоту, они превращаются в сбывшиеся пророчества.
Но ожидания педагога на успеваемость ученика имеют свои ограничения. "Невысокие ожидания педагога не фатальны для одаренного ребенка, а высокие не превратят чудесным образом неспособного ученика в "гордость класса". По своей природе человек не столь податлив" [10, с.149] Но, судя по всему, высокие ожидания педагога способны повлиять на тех неуспевающих учеников, для которых его поддержка может оказаться глотком свежего воздуха, помогающего им удержаться на плаву.
Влияет также ожидания учеников в отношении педагога. Они больше приобретают знаний, чаще посещают лекции, если есть положительное ожидание и наоборот. Например, приступая к изучению того или иного курса, вы, конечно, были уже наслышаны о том, что на лекциях "у профессора Смита интересно". Подобные ожидания способны повлиять как на ученика, так и на педагога, как подтвердили эксперименты Р.Релдмана и Т.Прохозк. [10, с.149].
"Как и все прочие социальные феномены, тенденция, выражающаяся в том, что поведение окружающих подтверждает наши ожидания, имеет свои пределы. Нередко ожидания прогнозируют поведение просто потому, что они справедливы. Кроме того, люди, заранее предубежденные о том какие надежды на них возлагают, могут стремиться превзойти ожидания. Если Чак знает, что, по мнению Джейн, у него "ветер в голове", он, возможно, захочет сделать все, чтобы опровергнуть это впечатление. Если Джейн знает, что Чак не ждет от нее дружеского участия, она, возможно, постарается доказать ему обратное. [10, с.153]
По мнению У.Свона и Р.Илай, существует и иное условие, при котором мы, скорее всего, не оправдаем ожиданий, связанных с нами другими: когда их ожидания входят в противоречие с нашей четкой Я-концепцией. Так исследователи сообщают: когда "заядлую тусовщицу" интервьюировал человек, ожидавший увидеть перед собой интроверта, изменялось не поведение интервьюируемого, а представление о нем интервьюера. Напротив, неуверенные в себе интервьюируемые чаще всего оправдывают ожидания интервьюеров.
Интересные материалы:
Психолого-педагогические особенности глухих детей
Ранняя глухота значительно ограничивает возможность овладения речью и приводит к глухонемоте. При этом обычно не наблюдается органических нарушений речи, они носят вторичный характер и при адекватной коррекции компенсируются. Сохраненные ...
Значение ожиданий в системе межличностных отношений
межличностный отношения экспектация стереотип
"Межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействий. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, ин ...
Патогенез
Проанализированный нами клинический материал подтвердил наличие разных видов аутизма в зависимости от эндогенного, хромосомного, органического и экзогенного его происхождения. Это нашло отражение и в МКБ-10 (WHO, 1994). В группу первазивн ...