Психолого-педагогические особенности глухих детей

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Психолого-педагогические особенности глухих детей

Ранняя глухота значительно ограничивает возможность овладения речью и приводит к глухонемоте. При этом обычно не наблюдается органических нарушений речи, они носят вторичный характер и при адекватной коррекции компенсируются. Сохраненные анализаторы используются глухими детьми для познания окружающего и ориентировки в быту.

1. Наглядно-образные формы познания преобладают над вербально-логическими. Чтение, письменные работы, а не устная речь формируют речевую систему. Ребенок оперирует наглядными образами, его потребность в общении с окружающими не может быть реализована с помощью устной речи, которая замещается при помощи предметов, действий, рисунков или мимико-жестовой речи. Комплекс образов и жестов составляют основу мышления глухого ребенка.

2. Глухие для восприятия устной речи окружающих используют зрение, методики чтения с губ. Хотя восприятие видимых движений артикуляционного аппарата обедняет речь.

3. Воспроизведение устной речи опирается на сохраненные зрительный, кожный и двигательный анализаторы. В частности; используется виброскоп, для контроля за механическими вибрациями, создаваемыми артикуляцией.

4. Речь глухого ребенка отличается нечеткостью, слабой звучностью, неадекватной высотой голоса, резкостью, неестественностью тембра. С целью коррекции этих особенностей используются артикуляционная и дыхательная гимнастика.

5. “Если устная речь становится потребностью и вытесняет у детей мимику, то значит, обучение направлено по линии естественной сверхкомпенсации глухоты”(Л.С. Выготский).

Без специального воспитания дети, потерявшие слух в возрасте 4-5 лет, к поступлению в школу оказываются практически без устной речи, сохранив лишь небольшой, искаженно произносимый запас слов. Глухота, возникшая на более позднем этапе развития, не нарушает словарный запас, особенно при уже сформировавшихся навыках письма и чтения.

Коррекция направлена на развитие чтения с губ, исправление произношения (нарушения модуляции голоса, невнятность, ошибки в удалении и окончании слов). Проводится постепенное увеличение словарного запаса, обучение грамматике.

Коррекционное обучение 2 вида

В нем обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети. Основной задачей учреждения является обеспечение всестороннего развития личности на основе формирования вербальной речи, подготовка воспитанников к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе. Для обеспечения дифференцированного подхода создаются 2 отделения:

1. Для детей с легким недоразвитием речи;

2. Для детей с глубоким недоразвитием речи.

Выделяется три уровня образования:

1. Начальное общее (в 1 отделении – 4-5 лет; во 2-м – 5-6 или 6-7 лет).

2. Основное общее образование (6 лет).

3. Среднее общее образование (2 года). Только для первого отделения.

На первой ступени осуществляется накопление словарного запаса, овладение грамматикой, навыками связной, внятной речи. На второй ступени осуществляется дальнейшее развитие речи, слухового восприятия и навыков произношения. На третьей ступени обеспечивается качественное овладение устной и письменной речью. Зачисляются дети с 7 лет, наполняемость классов 1 отделения – до 10 человек, 2 отделения – до 6 человек.

Интересные материалы:

Особенности переживаний и представлений о прошлом, настоящем и будущем во время беременности
Период беременности является важным этапом психологической адаптации женщины к материнской роли, содержание которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства при ...

Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие
Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. ...

Профессионально-психологический отбор сотрудников с учетом развития их личной дисциплинированности
В 90-е годы в правоохранительных органах России начала создаваться новая служба — психологическая. Она представляет собой централизованно управляемую систему специальных структурных подразделений и должностей специалистов (практических пс ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru