Воля, её проявления и волевая готовность спортсмена
В современной психологии ещё недостаточно разработана проблема волевого преодоления трудностей. Волевое преодоление трудностей характеризуется включением дополнительных регуляторных и мобилизационных процессов на уровне второй сигнальной системы. При этом важное значение имеет значение человеком различных приёмов саморегуляции (отвлечение, переключение внимания, самовнушение, самоубеждение, самоприказы и т.п.).
Первый уровень саморегулирования осуществляется на фазе всякого преднамеренного поведения, не осложнённого помехами. Этому соответствуют простые сознательно-волевые акты, в целом ещё характеризующие волю личности.
Второй уровень - на фазе актуализации в сознании препятствий и переживания более или менее длительного волевого усилия, связанного с борьбой мотивов, ситуацией выборов и самим исполнением. Это типичные проявления волевой активности, когда человек сознательно мобилизирует свои силы, чтобы преодолеть возникшие трудности и добиться цели. Показателями такой активности являются прежде всего волевое усилие и произвольное внимание.
Третий уровень - на фазе бесконфликтного поведения, когда предшествующая мобилизация всех ресурсов личности (второй уровень) при огромном эмоциональном подъёме обеспечивает увлечённое преодоление препятствий без актуализации в сознании волевых усилий". [28]. Третий уровень саморегуляции, видимо, можно назвать "послеволевым" уровнем.
Механизм волевой активности может быть различным в зависимости от проявляемой при постановке её целей и задач степени самостоятельности личности. При самостоятельной постановке цели мотивация волевой деятельности актуализируется во внутреннюю мотивационную установку, характеризующую готовность к преодолению определённых трудностей в процессе достижения этой цели. При этом мотивационная установка в дальнейшем способствует коррекции различных параметров волевых действий.
В случае же постановки цели другими лицами ( тренером, психологом и др.), воспринимающейся личностью в виде внешней установки, сначала на основе волевого анализа и оценки происходит её принятие или непринятие в зависимости от соответствия направленности личности или необходимости. Затем, если цель принята, волевой механизм характеризуется формированием соответствующей мотивации. Далее эта мотивация актуализируется во внутреннюю мотивационную установку. Исходя из сказанного можно предполагать, что внешняя установка на проявление воли можем актуализироваться во внутреннюю мотивационную установку, обу4словливающую формирование волевой готовности к выполнению трудной деятельности.
В связи с этим интересными представляются предложения А.Г.Ковалёва выделять два вида волевой активности в зависимости от проявляемой в ней степени самостоятельности: 1) волевую деятельность по приказу (гетерономная волевая активность) и 2) волевую деятельность, возникающую на основе собственных потребностей человека (автономная волевая активность). А.Г. Ковалёв указывает, что деятельность по приказу может быть волевой, так как она осуществляется индивидом сознательно в силу понимания её необходимости чувства долга и ответственности. [20. стр.52].
Волевые действия кроме специфических (момент) включают в свою структуру и все основные элементы сложных действий. Сложные действия требуют и сложной аналитико-синтетической деятельности мозга на основе настоящей и прошлой информации о внешнем мире, внутренней среде организма и потребностях личности. Учитывая, что в сложных действиях срочная информация является наиболее важным элементом, предполагается, что срочная информация - обусловливающих проявление волевых действий. [28].
Таким образом, для успешного осуществления целенаправленной деятельности важное значение имеют многообразные системы информационных процессов. На этапе реализации деятельности они обеспечивают самоконтроль деятельности; восприятие собственной и условий, в которых она протекает; актуализацию программы деятельности; сличение результатов с программой и фиксацию степени соответствия или рассогласования. Большую роль в разработке проблемы воли сыграли работы спортивных психологов П.А.Рудика, А.Ц.Пуни, О.А.Черниковой и др. Ими разработаны характеристики различных волевых качеств, даются рекомендации по воспитанию воли спортсменов. Так, по П.А.Рудику, важнейшей особенностью волевых действий является их связь с движениями. В психологической структуре волевых действий он выделяет побуждение к действию, представление цели, средств, намерение, решение, волевое усилие, выполнение принятого решения. Специфику волевых усилий автор связывает с особенностями тех трудностей, для преодоления которых они предпринимаются. [28].
По мнению Б.Н.Смирнова, воспитание волевых качеств спортсменов направлено на совершенствование познавательного, эмоционального и исполнительного компонентов воли. [28].
Интересные материалы:
Сравнительный анализ методов оценки креативности
Тест представляет собой короткое психологическое испытание. Эксперимент же длителен по времени.
Исследование креативности должно быть обязательно многократным, потому что кратковременность может вызвать у испытуемого стрессовое состояние ...
Формы и методы профилактики агрессивного проявления у подростков
Профилактика агрессивных проявления предполагает ряд мероприятий. Успешная профилактическая работа по предупреждению агрессии у подростков невозможна без диагностики. Среди эмпирических методов диагностики предрасположенности к развитию а ...
Этапы управления кoнфликтами
Типичными станoвятся управленческие ситуации, кoгда рукoвoдитель вынужден выбирать лучшие пoдхoды. Управление кoнфликтoм oбычнo сoстoит из нескoльких этапoв: институализации, легитимизации, структурирoвания и редукции кoнфликта.
Институа ...