Воля, её проявления и волевая готовность спортсмена
Совершенствование познавательного компонента достигается постоянным пополнением общеобразовательных и специальных знаний, высокой умственной активностью в процессе спортивной подготовки.
Развитие эмоционального компонента предполагает обучение приёма самомотивирования в процессе принятия и исполнения решений. При этом на первых порах рекомендуется сочетать мотивирующие воздействия тренера с самомотивированием спортсменов, а в дальнейшем всё чаще использовать их самостоятельную мотивационную активность. Важно, чтобы спортсмены научились в трудных условиях намеренно вызывать у себя действительные переживания прежде всего нравственных чувств.
Совершенствование исполнительного компонента заключается в овладении приёмами самопринуждения к принятию трудных решений и их исполнению. Эти приёмы, выраженные в словесной форме, являются мощным регулятором поведения и приобретают реальную силу благодаря установлению связи с действием. Именно поэтому Б.Н.Смирнов рекомендует во время тренировочных занятий предварять выполнение двигательных действий, связанных с преодолением препятствий, словесными самоуказаниями. Так, можно применять регулирующие самоприказы типа: "Будь увереннее, смелее!", "Настройся!", "Войди в состояние готовности!", "Терпи!", "Выиграть!", "Повысить темп!" и т.п. [28].
По мере интеграции различных компонентов воли (мотивации, целей, установок, притязаний, эмоций и чувств, интеллектуальных, информационных и регуляторных процессов) у спортсмена формируется состояние волевой готовности, характеризующее высокий потенциальный уровень предстоящей соревновательной деятельности. При этом роль интегратора указанных компонентов воли выполняют волевые усилия, которые потенциально поднимают необходимые функциональные системы организма спортсмена на высший уровень проявления с подключением существующих резервов. [22].
Интересные материалы:
Задача научения ритуалу ухаживания
Период ухаживания для молодых людей в современном обществе длится довольно долго. Обучение ухаживанию начинается, как правило, в подростковых группах. Взаимодействие с лицами противоположного пола в смешанной компании воспринимается как б ...
Каузальная атрибуция
Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является Ф. Хайдер, впервые сформулировавший и саму идею каузальной атрибуции и давший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек при построении причинного объ ...
Значение межличностных отношений в личностном развитии
человека
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценн ...