Социально-психологическая природа дисциплинированности, ее содержание и структура
Как видно из таблицы, имеет место устойчивый рост числа сотрудников, чье поведение детерминировано социально зрелой мотивацией. Это свидетельствует об эффективной работе руководителя и отдела воспитательной работы. Рассматриваемые типы значительно различаются как по количеству совершенных и скрытых нарушений дисциплины, а также по отношениям к руководителям, обязанностям и своей профессии. Наибольшую тревогу вызывают данные по III и IV типам.
Существенные различия выявлены при изучении мотивов нарушений дисциплины сотрудниками этих типов дисциплинированности. Всего было обследовано 136 человек. Результаты, приведенные в таблице II, приводят к выводу, что для рассматриваемых типов перечисленные мотивы в таблице имеют различное значение. Статистический анализ показал существенные различия между ними.
Для первого типа главной причиной являются отрицательные привычки, сформировавшиеся до поступления на работу (М=0,39). Наиболее вероятной, причиной нарушений у сотрудников с критической дисциплинированностью является уверенность в безнаказанности (М=0,68). Это свидетельствует о низком уровне самоконтроля. Сотрудники выполняют требования только под влиянием внешних факторов (требовательность и контроль руководителей). Наиболее вероятной причиной нарушений дисциплины сотрудниками с конформной дисциплинированностью является неблагоприятное влияние сослуживцев (М=0,36). Подверженность психологическому давлению со стороны недисциплинированных сотрудников и отрицательно направленных микрогрупп придает их поведению неустойчивость. Для сотрудников с прагматической дисциплинированностью ведущей причиной может быть как безнаказанность (М=0,41), так и отрицательные привычки (М=0,27).
Таблица 2
Мотивы недисциплинированного поведения сотрудников
Мотив |
Тип дисциплинированности |
Сумма | |||
I |
II |
III |
IV | ||
1.Социально-психологические явления |
10 |
1 |
8 |
2 |
21 |
2.Желание уклониться от трудностей |
5 |
3 |
2 |
3 |
13 |
3.Негативное отношение к руководителю |
7 |
4 |
4 |
5 |
20 |
4.Негативные привычки |
22 |
6 |
9 |
7 |
44 |
5.Уверенность в безнаказанности |
14 |
11 |
3 |
10 |
38 |
Интересные материалы:
Значение айкидо
Изучение – это процесс обретения знания и усвоение этого знания на уровне практического применения. Результатом обучения является приобретение навыков. Так, в айкидо базовые техники предполагают методики влияющие на развитие и совершенств ...
Теоретические подходы к рассмотрению понятия «школьная
дезадаптация»
Анализ литературы позволяет выделить ряд факторов, создающих предпосылки для возникновения ШД.
К числу данных факторов относятся следующие:
1) Психический фактор – тяжелые психические заболевания у детей, приводящие к инвалидности, встр ...
Компьютерные игры
Игра, по мнению, Л.С. Выготского, является «первой школой мысли для ребенка, подчиняя все поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению». А так же является «едва ли не самым драгоценным орудием ...