Социально-психологическая природа дисциплинированности, ее содержание и структура
Формирование мотива дисциплинированного поведения – это усиление побуждения следовать модели поведения, заложенной в уставах. Но так как эта модель не воспроизводит поведение во всех его деталях, а отражает лишь наиболее существенные черты, сотрудник сам создает для себя мысленную модель поведения. Эта модель соответствует реальным условиям, в которых проходит его работа, а также ранее сформировавшимся у него представлениям.
Уставное поведение может быть детерминировано мотивами, различными по их зрелости. Эти мотивы можно свести в 4 группы. На основании такой группировки можно вывести четыре типа дисциплинированности.
I. Истинная, или сознательная дисциплинированность. Она определяется социально значимыми мотивами: чувством долга, стремлением реализовать свои знания на практике и внести свой вклад в развитие общего дела и др. На основе зрелой мотивации сотрудник оценивает требования и приказы вышестоящего начальства как общественно необходимые и личностно значимые. При таком принятии сотрудником уставной мотивации мотивы дисциплинированного поведения все более усиливаются и укрепляются, они подчиняют себе мотивы и обретают смыслообразующую функцию. Истинная дисциплинированность является целью деятельности руководителя, поскольку она основана на сознательности сотрудника. А.С. Макаренко подчеркивал, что «дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то не было трудности и неприятности».
II. Конформная (подражательная) дисциплинированность характерна для сотрудников, которые еще не осознали своего отношения к требованиям и при организации своего поведения ориентируются на сослуживцев и командиров, подражая им. Чаще всего такое поведение наблюдается у сотрудников, которые только начинают работать и которые еще не осознали своих мотивов поступления на службу. Их поведение неустойчиво и подвержено влиянию социально-психологичыеских факторов. У одних сотрудников дисциплинированное поведение сложилось на основе конформных реакций, у других – на основе усвоения операциональных элементов дисциплинированности других сотрудников, у третьих зафиксировано в сознании как установка морального поведения.
III. Прагматическая дисциплинированность определяется стремлением сотрудника своим уставным поведением добиться определенных льгот, преимуществ и расположения к себе руководящего звена. Исследования показывают, что прагматическая дисциплинированность развивается у сотрудников при неоправданной демонстрации руководителем преимуществ дисциплинированного поведения, необоснованном применении им поощрений и мер моральной стимуляции.
IV. Критическая дисциплинированность детерминируется мотивами, которые побуждают сотрудника к дисциплинированному поведению из-за боязни наказаний или других негативных последствий за невыполнение уставных требований. Причиной такой мотивации является непонимание сотрудником общественной необходимости уставного поведения и его смысла для развития профессионально важных качеств. Установлено, что эта мотивация является самой неэффективной, затрудняющей формирование дисциплинированности у сотрудника. Критическая дисциплинированность может быть вызвана их личностными качествами и особенностями стиля работы начальствующего состава. Часто такая дисциплинированность формируется при стремлении руководителя предупредить любое нарушение дисциплины демонстрацией негативных последствий за возможное нарушение. Уставы, приказы предстают перед сотрудником исключительно как орудия принуждения из-за необоснованного переноса акцента на карательный аспект. При таком подходе уставные требования сотрудником не принимаются или принимаются неправильно. Сотрудник вынужден постоянно мотивировать свое поведение: если он уверен, что данное нарушение принесет ему больше вреда, чем выгоды, то он соблюдает требования уставов. Но страх перед наказанием, как правило, не сдерживает сотрудника от проступка, если сотрудник считает, что взыскание не наносит серьезного ущерба его психологическому статусу; он уяснил систему реальных отношений в коллективе и понял, что взыскание будет объявлено начальником, обладающим меньшей дисциплинарной властью; если проступок совершается для завоевания «ложного» авторитета; и др.
Интересные материалы:
Понятие «эмоции» по П. Милнеру, П.Фрессу, А.Н.Леонтьева, К. Изарду, Е.В.,
Ильину
Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения.
Так, П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) ...
Язык движений
Наши движения отражают наши привычки – то, как мы думаем, взаимодействуем, воспринимаем внешние раздражители и реагируем на них. На татами можно многое узнать о собственных привязанностях. Работа с разными партнёрами позволяет общаться бе ...
Особенности развития коммуникативной сферы детей с ЗПР
Развитие общения – необходимое условие для формирования готовности к школьному обучению. Дети с ЗПР оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков. Запас знаний об окружающей их есте ...