Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии

Информация » Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии

С изучением профессионального самосознания и профессиональной идентичности ученые связывают возможность решения некоторых профессиональных проблем педагогов, возникающих в ходе осуществления деятельности. Представление о себе как профессионале включаются в систему профессиональных действий, определяя стиль межличностного взаимодействия в профессиональном сообществе. Осознанная идентичность позволяет педагогу не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально-экономических условий и динамичного мира профессий. В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследований самосознания и самоотношения, кроме того, идентичность рассматривалась как один из аспектов проблемы «Я». Идентичность предполагает осознанное внимание к вопросу «Кто Я?», который сопровождает человека на протяжении всей его жизни и от ответа, на который многое зависит в профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе или общности. Иными словами, профессиональная идентичность предстает как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора.

Следует также остановиться на рассмотрении теоретических предпосылок исследования профессиональной идентичности: во-первых, это развитие всего комплекса наук о человеке, реализация системного и комплексного подходов в психологии (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев); во-вторых, исследования зарубежных и отечественных ученых по проблемам психологии профессионального развития (Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров, Н.С. Глуханюк, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, Ф.С. Исмагилова, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Г.С. Никифоров, К.К. Платонов, А.Р. Фонарев, В.Д. Шадриков, В.М. Шепель и др.), по проблемам становления личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский); в-третьих, рассмотрение профессионального развития в единстве с личностным (Л.М. Митина); в-четвертых, разработка концепций идентичности, Я-Образа профессионала и профессиональной идентичности (П. Бергер, А.В Гузь, Е.П. Ермолаева, Д.И. Завалишина, Е.А. Климов, Н. Козиев, Ю.Н. Кулюткин, Т. Лукман, В.И. Павленко, Н.С. Пряжников Д.В. Ронзин, Д. Сьюпер, Г.С. Сухобская, Л. Тайлер, Х. Тэшфел, К. Хойсера, Л.Б. Шнейдер, Э Эриксон).

Таким образом, актуальность исследования заключается необходимости рассмотрения психологических особенностей профессиональной идентичности как отождествления себя с другими, выявления и реализации своего субъективного Я в контексте профессионального становления личности.

Проведенный теоретический анализ проблемы профессиональной идентичности в отечественных и зарубежных исследованиях позволил выделить следующие противоречия, которые имеют психологическую природу и решение которых возможно с позиций психологии:

· между разнообразием теоретических концепций и подходов изучения профессиональной идентичности и отсутствием единой концепции, которая давала бы целостное непротиворечивое феноменологическое описание профессиональной идентичности и позволяла бы объяснить всю совокупность эмпирических данных, получаемых разными исследователями;

· между необходимостью определения специфики профессиональной идентичности в соотношении с разными видами идентичности и отсутствием единых критериев, по которым можно определить ее представленность (значимость) в структуре самосознания наряду с другими видами идентичности;

· между потребностью в оценке уровня сформированности и содержания профессиональной идентичности субъекта на разных стадиях профессионального становления и наличием методологических методических трудностей, т.е. отсутствием надежных методов и методик измерения различных показателей, характеризующих уровень профессиональной идентичности.

Выделенные противоречия, анализ психологической литературы позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости определения психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии (стажа работы).

Интересные материалы:

Общие и специальные способности
Стремление показать уникальность отдельных профессий с точки зрения их обусловленности личностными качествами привело к многочисленным исследованиям в области педагогических, музыкальных, организаторских способностей, но это не прояснило ...

Социально-психологическая природа дисциплинированности, ее содержание и структура
Органы правопорядка являются частью системы государственных организаций и поэтому их работники находятся на государственной службе и, как следствие, подчиняются требованиям государственной дисциплины. Обычно под государственной дисциплино ...

Происхождение эмоций
Такие драйвы, как голод или сексуальное влечение, присущи нам потому, что они необходимы для выживания. Но для чего нужны эмоции? Несомненно, одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru