Заключение
Комплексный теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов, касающихся изучения профессиональной идентичности дает возможность говорить о разнообразии теоретических концепций и подходов изучения, об отсутствии единой концепции, которая давала бы целостное непротиворечивое феноменологическое описание профессиональной идентичности.
В нашем исследовании рассматривались психологические особенности профессиональной идентичности педагогов с различным стажем работы. При этом в качестве теоретической основы исследования послужили концептуальные положения о психологических особенностях профессионального развития личности и концепция профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер.
Проведенное исследование позволило получить эмпирические данные, подтверждающие выдвинутые нами гипотезы, то есть:
§ проявились тенденции профессиональных ориентиров у учителей, имеющих различный стаж работы – молодые педагоги хотели бы усилить профессиональные качества, определяющие авторитарность, в то время как опытные педагоги стремятся идентифицироваться с эталонами профессионально привлекательных образов (способных к сотрудничеству, великодушию и альтруизму); выявлена тенденция, что с увеличением стажа работа, «Я идеальный образ» приближается к «Я реальному»;
§ профессиональная идентичность является одним из наиболее представленных видов идентичности в структуре самосознании педагогов.
Выявленные особенности профессиональной идентичности педагогов с различным стажем работы могут быть учтены при организации профессиональной переподготовки, при аттестации учителей, а также использованы в разработке тренинга профессиональной идентичности.
Исследование профессиональной идентичности можно продолжить в целях разработки методов и методик, направленных на диагностику уровня сформированности компонентов профессиональной идентичности. Можно рассмотреть индивидуально-психологическое своеобразие профессиональной идентичности у успешных и неуспешных педагогов.
Интересные материалы:
Профессионально-психологический отбор сотрудников с
учетом развития их личной дисциплинированности
В 90-е годы в правоохранительных органах России начала создаваться новая служба — психологическая. Она представляет собой централизованно управляемую систему специальных структурных подразделений и должностей специалистов (практических пс ...
Личность и самосознание
Сущность понятия "личность", как сложной философской и психологической категории, не может быть раскрыта в контексте одного лишь определения. Личность выступает как результат (продукт) исторического и онтогенетического развития ...
Этапы управления кoнфликтами
Типичными станoвятся управленческие ситуации, кoгда рукoвoдитель вынужден выбирать лучшие пoдхoды. Управление кoнфликтoм oбычнo сoстoит из нескoльких этапoв: институализации, легитимизации, структурирoвания и редукции кoнфликта.
Институа ...