«Я – образ» в контексте профессиональной идентичности
Анализ работ, посвященных изучению профессиональной идентичности (П. Бергер, Т. Лукман, Д. Сьюпер, Л. Тайлер, К. Хойсера), позволил установить, что идентичность отражается в профессиональном «Я образе». Это вывод был использован для формулирования требований к отбору методов исследования и включения в его программу тех, которые могли зафиксировать характеристики профессиональных «Я - образов» учителей.
Результаты теоретического анализа, являются основанием формулирования признаков профессиональной идентичности: становление «Я - образа», тождественного тем или иным представлением о себе как профессионале; отражение в профессиональном «Я - образе» как профессиональных стереотипов, так и уникальности собственного «Я»; осознание своей тождественности с профессиональным «Я - образом»; сочетание динамичности и устойчивости профессионального «Я - образа», которое отражается в соотношении «Я» профессионального реального и «Я» профессионального идеального.
«Я - образ» включает в себя ряд элементов, которые coставляют профессиональное сознание. В общем виде и очень сокращенно структуру профессионального самосознания Е.А. Климов характеризует следующими положениями:
· сознание своей принадлежности к профессиональной общности;
· знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных "ролей'' на ''шкале" общественных положений;
· знание человека о степени его признания в профессионал ной группе;
· знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своего наиболее успешного действия, своего наиболее Успешного "почерка", стиля в работе;
· представления о себе и своей работе в будущем.[25,С. 73-74]. С одной стороны, говоря о самосознании, допускали некоторую условность, представляя его как мысленную картину о себе - другой стороны, это скорее процесс, имеющий диалогическую форму, не всегда осознаваемого разговора с самим собой.
Один из выдающихся представителей психологического сообщества нас, Е. А. Климов, нас уверяет, что профессионала надо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции ("отдачу"), но и необходимейшие и, как правило, сложные и многообразные внутренние, в частности, психические функции. К этим внутренним функциям он относит и построение образа будущего результата деятельности. И некоторое "вынашивание" представлений о путях и способах, вариантах достижения этого результата, и эмоциональную преднастройку к работе. И общее сознание защищенности в обществе, уверенности в завтрашнем дне, и удовлетворенность ситуацией в семье, и многое другое, включая и некоторый образ окружающего мира вообще [25, С. 386-387].
Профессионализм, по Климову, — не просто некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а определенная системная организация сознания, психики человека [25, с. 387].
Профессиональное самосознание формируется на основе соотнесения образа профессии с теми знаниями, которые имеются у человека о самом себе.
По определению самосознание - это целостная оценка самого себя как деятеля. Самосознание формируется на определенной ступени развития личности под влиянием образа жизни, которое требует от человека самоконтроля собственных поступков и действии, принятия полной ответственности за них. На основе этого определения В. Г. Каташев [23, С. 192 – 206], рассматривая профессиональное самосознание как часть самосознания, включает в его определение осознание личностью своей физиологии, психики, умственного и физического развития, понимание требований различных профессии к человеку и адекватное соотнесение себя с конкретными профессиональными требованиями.
Таким образом, в реальности психологического сообщества вопрос о профидентичности не только признан, актуализирован, но и исследуется. И именно в терминах " профидентичность".
Профидентичность может быть описана через три составляющие Я -Концепции:
1. Когнитивная составляющая (профессиональные знания и профессиональные убеждения, осознание профессионального «Я - образа»).
2. Эмоциональная составляющая (эмоционально-оценочное отношение к профессиональным убеждениям и знаниям, к самому себе как «деятелю»).
3. Поведенческая составляющая (характер, который может выражаться в стиле взаимодействия в профессиональной среде).
Иными словами, образ «Я» - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность оценочных характеристик и связанных с ними поведенческих проявлений. Благодаря этой самонаправленности, все эмоции и оценки, связанные с образом «Я», являются очень сильными и устойчивыми.
Интересные материалы:
Феномен эгоцентрической речи
Л. С. Выготский о природе эгоцентрической речи:
«При изложении этой проблемы мы будем исходить из противопоставления двух теорий эгоцентрической речи — Пиаже и нашей. Согласно учению Пиаже, эгоцентрическая речь ребенка представляет собой ...
Средства развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста
Развитие словесной памяти у детей
начинается обычно с 5—7 лет, иногда еще позднее — только с 9—13 лет (данные С.Рубинштейна и Комм). В младшем школьном возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения ...
Восприятие пространства
Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. Пространственные свойства присущи всем предметам, равно как временные ...