Профессионально важные качества
Приём информации реализуется посредством различных действий, каждое из которых тонко приспосабливается к условиям и требованиям деятельности.
Если сопоставить высказанные ранее положения об оперативности отражения ИОД с формированием оперативных свойств ПВК, то можно сделать вывод о фундаментальности понятия оперативности в психологической теории деятельности.
Любая деятельность характеризуется совокупностью основных параметров: производительностью, качеством и надежностью. Каждый из отмеченных параметров обеспечивается своей подсистемой индивидуальных качеств.
Следующий эксперимент. В исследовании приняли участие 40 лиц, имеющие разные производственные показатели. У всех испытуемых был определен уровень развития ПВК. Исследуемая выборка была разбита на четыре подгруппы по двум критериям: стаж работы и эффективность деятельности. Для общей выборки и для каждой из выделенных подгрупп были вычислены коэффициенты линейной корреляции между показателями эффективности деятельности (отдельно по каждому параметру — производительности и качеству) и уровнем развития отдельных ПВК. Результаты (значимые коэффициенты корреляции) показывают, что все ПВК можно разделить на три группы: в первую включены ПВК, оказывающие положительное влияние на оба параметра, во вторую — ПВК, оказывающие положительное влияние на один параметр, и в третью — ПВК, положительно коррелирующие с одним параметром и отрицательно — с другим.
Вывод: производительность и качество труда достигаются благодаря различным профессионально важным качествам. Изучение структур ПВК по рассмотренным четырем подгруппам подтверждает этот вывод. Подсистема ПВК дифференцируется на психологические подсистемы действия и психологические подсистемы, обеспечивающие производительность, качество и надежность, которые формируются из наличных психических свойств субъекта деятельности. Одни и те же свойства могут входить в разные подсистемы. При этом их оперативное проявление в разных подсистемах может быть сходным или различным. В последнем случае психическое свойство в разных подсистемах выступает как различные ПВК.
Теперь мы можем представить деятельность с позиции ПВК как постоянную смену психологических подсистем действий, в каждой из которых психические свойства работника имеют свое оперативное проявление.
Индивидуализация деятельности. В процессе освоения нормативно-одобренного способа деятельности происходит функциональная сонастройка отдельных психических функций, при этом отдельные ПВК приобретают свойства оперативности. Однако в процессе освоения деятельности она приобретает своеобразное выражение в зависимости от качеств обучаемого, формируется индивидуальный стиль. В психологических работах наиболее глубокому и всестороннему исследованию подвергалась обусловленность индивидуального стиля деятельности свойствами нервной системы индивида (правильности взгляда на силу и подвижность как на положительные качества, а на слабость и инертность — как на качества, во всех отношениях отрицательные). Б.М.Теплов: «Оба параметра (сила — слабость и лабильность — инертность) должны рассматриваться не как две характеристики степени совершенства нервной системы, а как параметры, характеризующие в своих противоположных полюсах качественно различные способы уравновешивания организма средой».
Большой вклад в разработку данной проблемы внесли коллективы исследователей, руководимые В.С. Мерлиным, Е.А.Климовым, В.Д. Небылицыным, Э.А. Голубевой, К.М. Гуревичем, Е.П. Ильиньш.
Исследованиями ряда авторов экспериментально показаны различия в динамике ориентировочных реакций и зависимости от типологических свойств нервной системы, которые проявляются в быстроте угасания компонентов ориентировочного рефлекса (КГР, альфа-ритм, роландический ритм, движение глаз), легкости развития сонного состояния в условиях изоляции, характере реакций на положительные и отрицательные раздражители при выработке трудного стереотипа рефлексов. «Типологические различия в ориентировочной деятельности опосредованы системой объективных требований деятельности, а формирование и динамика ориентировки в предметных условиях опосредованы типом нервной системы. Влияние типа нервной системы заключается, по-видимому, не только и не столько в том, что он непосредственно определяет характер ориентировочной деятельности, сколько в том, что он учитывается субъектом в качестве одного из объективных условий деятельности, а это может вызвать определенную перестройку и определенную организацию ориентировки,» - Е.А. Климов.
Существенное влияние нейродинамические факторы оказывают на характер мыслительной деятельности. Данная связь выявлена в исследовании Ю.Н. Кулюткина, Г.Л. Сухобской и Н.Г.Зыряновой. Анализ особенностей эвристического поиска позволил авторам выделить пять типов решений, фиксирующих разный характер соотношения между двумя главными фазами решения — построением гипотез и их проверкой: а) индивидуальные решения, характеризующиеся резким преобладанием антиципации над контрольными действиями; б) решения с риском, связанные с небольшим перевесом антиципации над контролем и критичностью оценок; в) уравновешенные решения при относительной уравновешенности между процессами антиципации и контроля; г) осторожные решения, связанные с небольшим перевесом контроля над антиципацией; д) замедленные решения, характеризующиеся резким преобладанием контрольных действий над процессами выдвижения гипотез.
Интересные материалы:
Социальная активность
Социальной активности предшествует социальная зрелость, которая является самым важным новообразованием молодости - это обусловлено возрастным периодом. Вступая в контакт с обществом, главной задачей молодых людей становится решение социал ...
Типы фрустрационных реакций
Различают следующие типы реакций в ситуации фрустрации.
1) Агрессивность – самый распространенный тип реакции. Адекватная реакция на появление препятствия состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно. Агрессия – по с ...
Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки и ее
особенности у детей старшего дошкольного возраста
Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких границ своего существа, не понимая, что они - особая, отдельная от остального мира его часть. [1].
Младенец не знает, где кончает ...