Особенности личностной направленности подростков со школьной дезадаптацией
Еще одной формой направленности является идеал. Идеал представляет собой конкретизируемую в образе предметную цель склонности человека, т.е. то к чему стремится человек. Идеалы являются наиболее значимой характеристикой мировоззрения человека. Собственно само мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на мир, на место в нем человека. В мировоззрении отражаются также ценностные ориентации и убеждения. Именно убеждения являются высшей формой направленности человека, и представляют собой систему мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений находятся осознанные потребности, которые побуждают человека действовать, и формируют ее мотивацию к деятельности [34].
В контексте нашей работы наиболее интересным является подход В.С. Мерлина [49], по мнению которого, направленность может проявляться в отношении: к другим людям, к обществу, к самому себе. Личная направленность - создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.
Направленность на общение - имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.
Деловая направленность - отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. [15]
Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:
– больше заняты собой и своими чувствами, проблемами;
– делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях;
– пытаются навязать свою волю группе;
– окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно;
Люди с направленностью на общение:
– избегают прямого решения проблемы;
– уступают давлению группы;
– не высказывают оригинальных идей и нелегко понять, что такой человек хочет выразить;
– не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач;
Люди с деловой направленностью:
– помогают отдельным членам группы выражать свои мысли;
– поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели;
– легко и доступно излагают свои мысли и соображения;
– берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи;
– не уклоняются от непосредственного решения проблемы. [15]
В своем исследовании М.С. Неймарк [52], например, выделяет личную, коллективистскую и деловую направленности личности.
Д.И. Фельдштейн [55] и И.Д. Егорычева [30] выделяют следующие типы личностной направленности: гуманистическую, эгоистическую, депрессивную и суицидальную.
Сочетание положительного отношения к себе и к другим (Я "+" и О "+" - гуманистическая направленность), выражается в том, что личность принимает себя как целое и принимает других такими, какие они есть, не стремиться к автономии общества, но признает право каждого на свободное развитие и проявление способностей, реализацию потребностей. В своем поведении, взаимоотношениях с людьми, ориентируется на принципы равенства, справедливости, человечности, уважения к интересам, убеждениям, позициям каждого и своим собственным. При этом реальное исследование показала, что в данном типе направленности можно выделить 2 подтипа: гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией и гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией.
Интересные материалы:
Основные факторы, влияющие на обеспечение адаптации и мероприятия по
выявлению этих факторов
Призыв в ВС, новизна реальностей, для восприятия которых у молодого человека еще не выработана реакция приспособления, изменения привычной и хорошо знакомой деятельности - все это создает поистине экстремальные условия. Поэтому процесс ад ...
Субъекты конфликта
Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Это могут быть - отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств Они образуют стержень конфликта. При выходе из против ...
Особенности школьной дезадаптации
в подростковом возрасте
В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте заложены в работах Л.И. Божович [9], Л.С. Выготского [19], Т.В. Драгуновой [27], Д.И. Фельдштейна [55], Г.А. Цукерман [68], Д.Б. Эльконина [74] и ...