Особенности личностной направленности подростков со школьной дезадаптацией

Информация » Особенности школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности » Особенности личностной направленности подростков со школьной дезадаптацией

Страница 2

Еще одной формой направленности является идеал. Идеал представляет собой конкретизируемую в образе предметную цель склонности человека, т.е. то к чему стремится человек. Идеалы являются наиболее значимой характеристикой мировоззрения человека. Собственно само мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на мир, на место в нем человека. В мировоззрении отражаются также ценностные ориентации и убеждения. Именно убеждения являются высшей формой направленности человека, и представляют собой систему мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений находятся осознанные потребности, которые побуждают человека действовать, и формируют ее мотивацию к деятельности [34].

В контексте нашей работы наиболее интересным является подход В.С. Мерлина [49], по мнению которого, направленность может проявляться в отношении: к другим людям, к обществу, к самому себе. Личная направленность - создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на общение - имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность - отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. [15]

Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

– больше заняты собой и своими чувствами, проблемами;

– делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях;

– пытаются навязать свою волю группе;

– окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно;

Люди с направленностью на общение:

– избегают прямого решения проблемы;

– уступают давлению группы;

– не высказывают оригинальных идей и нелегко понять, что такой человек хочет выразить;

– не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач;

Люди с деловой направленностью:

– помогают отдельным членам группы выражать свои мысли;

– поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели;

– легко и доступно излагают свои мысли и соображения;

– берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи;

– не уклоняются от непосредственного решения проблемы. [15]

В своем исследовании М.С. Неймарк [52], например, выделяет личную, коллективистскую и деловую направленности личности.

Д.И. Фельдштейн [55] и И.Д. Егорычева [30] выделяют следующие типы личностной направленности: гуманистическую, эгоистическую, депрессивную и суицидальную.

Сочетание положительного отношения к себе и к другим (Я "+" и О "+" - гуманистическая направленность), выражается в том, что личность принимает себя как целое и принимает других такими, какие они есть, не стремиться к автономии общества, но признает право каждого на свободное развитие и проявление способностей, реализацию потребностей. В своем поведении, взаимоотношениях с людьми, ориентируется на принципы равенства, справедливости, человечности, уважения к интересам, убеждениям, позициям каждого и своим собственным. При этом реальное исследование показала, что в данном типе направленности можно выделить 2 подтипа: гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией и гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Диагностика детско-родительских отношений
В консультативной практике диагностическое обследование межличностных отношений ребенка с родителями специалист, как правило, обращает внимание на следующие четыре аспекта: · актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями ...

О психосоматике
Идеи психосоматики в конце 40-х – начале 50-х гг. развил и систематизировал, вместе со своей рабочей группой, Франц Александер (1891–1964) – один из ведущих американских психоаналитиков своего времени. Благодаря своим работам об эмоционал ...

Психотерапевтическая форма компенсации морального вреда
В психотерапии, как отечественной так и зарубежной, накоплен достаточно большой арсенал средств психологической помощи людям, получившим моральные травмы. Большой багаж в этом плане имеется и у христианской религии. В данной части работы ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru