Особенности личностной направленности подростков со школьной дезадаптацией
Изменения в нашей стране, касающиеся социальной, экономической сфер ставят перед обществом новые задачи, решение которых зависит и от того, как школа справится с возложенными на нее обязанностями по воспитанию активной, ответственной, самостоятельной, творческой, личности. В связи с этим особую значимость приобретают знания о таких личностных характеристиках, которые являются ведущими, определяющими развитие ребенка как личности. В качестве одной из таких характеристик в отечественной психология выделяется направленность. Следует отметить, что данный взгляд на направленность как на важнейшую характеристику личности и главный компонент в её структуре присущ представителям различных подходов к изучению психики: "деятельностного" подхода С.Л. Рубинштейна [58], и А.И. Леонтьева [45], "личностного" подхода Л.И. Божович [9], психологии отношений В.Н. Мясищева [51], психологии установки Д.Н. Узнадзе [67]. Не случайно проблеме направленности посвящено большое число работ.
Проблема направленности большинством отечественных психологов таких как Б.Г. Ананьева [1], Л.И. Божович [9], Б.И. Додонова [26], И.В. Дубровиной [28], В.Л. Мясищева [51], К.К. Платонова [56], С.Л. Рубинштейна [58] и др. трактуется как одна из центральных проблем психологии личности, важнейшая психологическая характеристика, представляющая универсальную основу для любых личностных проявлений. Так, С.Л. Рубинштейна [58], дал определение направленности, в которое включил установку, т.е. занятую личностью позицию, заключающуюся в избирательном отношении к стоящим перед ней целям и задачам и выражающуюся в избирательной мобилизованности, готовности к деятельности, направленной на их осуществление; Л.И. Божович [9], В.С. Мерлин [49] ряд других авторов понимают личностную направленность как иерархию мотивов; Б.Г. Ананьев [1], Н.Д. Левитов [44] относят направленность к особым свойствам личности и представляют ее как компонент характера; В.А. Крутецкий [39], Л.Ф. Железняк [33] рассматривают направленность через мировоззрение или систему убеждений, интересов, идеалов; В.И. Додонов [26], Н.И. Рейнвальд [56] представляют направленность как систему потребностей [30].
Таким образом, в нашей работе мы присоединяется с определению Л.И. Божович, которая рассматривает направленность личности как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно независимы от имеющихся обстоятельств. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека [9].
Направленность личности определяет инициативное поведение человека, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и форматировать неслучайную последовательность целей, что способствует процессу социализации.
Направленность - это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение [34].
Охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии. Влечение - это психическое состояние, выражающее недифференцированную или неосознанную потребность. Оно представляет собой преходящее явление, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в потребность. Желание это уже осознанная потребность или влечение к чему-либо вполне определенному. Желание, буду осознанным, имеет побуждающую силу.
Следующей формой направленности является стремление. Оно возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Наиболее ярко характеризует направленность личности ее интересы. Он представляет собой познавательные потребности человека, направляет человека на осознание целей деятельности и тем самым ориентирует человека в окружающей действительности. Интерес в динамике своего развития превращается в склонность. Это происходит после включения в интерес волевого компонента. В основе склонности лежит глубочайшая устойчивая потребность человека в определенной деятельности.
Интересные материалы:
Функции конфликта
Конфликт – это функционально противоречивое явление, а соотношение его положительных и отрицательных функций всегда должно рассматриваться конкретно.
По своему смыслу, значению и роли функции конфликта можно разделить на две группы:
1. ...
Межличностная совместимость и совместная деятельность в группе
Межличностные отношения являются составной частью внутригруппового взаимодействия и рассматриваются в его контексте. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности.
«Межли ...
Поведение толпы
толпа психология поведение
В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких либо конкретных событий ...