Cущность и содержание процесса социально – психологической адаптации
— возрастающую по мере взросления самостоятельность индивидов в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, предпочитаемой среды общения.
Именно вследствие хаотичности и неуправляемости разнородных влияний на социализацию личности возникает необходимость выделения особой деятельности по целенаправленному развитию социального потенциала человека.
З. Фрейд выделил следующие механизмы психологической защиты [45, c.87], которые личность может использовать в адаптационный период, в случае возникновения трудностей в освоении новых типов поведения:
1. уход- это механизм психологической защиты, проявляющийся в виде избегания неприятных ситуаций.
2. фантазирование - это механизм психологической защиты в виде ухода в воображаемый мир, погружения в грезы.
3. регрессия - это механизм психологической защиты в виде возврата к более ранним формам поведения и мышления.
4. рационализация - это механизм психологической защиты, при котором для оправдания неприемлемой ситуации искажается истина.
5. проекция - это механизм психологической защиты, проявляющейся в виде обвинения другого в своих собственных слабостях вследствие испытываемого самим человеком чувства вины.
6. перенос. При переносе человек вымещает накопившиеся чувства на ни в чем неповинной жертве.
7. компенсация позволяет возместить упущения и недостатки в одной области успехами в другой.
8. сублимация - это наиболее широко известный механизм психологической защиты, направляющий неприемлемые побуждения в позитивную, созидательную область.
9. отрицание - отказ от принятия, прежде всего неприятных событий, игнорирование негативной стороны реальности, отрицание опасности и др.
При срывах в протекании процесса адаптации может возникнуть процесс дезадаптации
[36, c.221].
Дезадаптация- стойкие нарушения активного процесса приспособления индивида к условиям профессиональной деятельности, вызванные невозможностью реализовать цель деятельности.
Под этим определением подразумевается невозможность адекватного профессионального воинского обучения соответственно природным способностям, а также адекватного взаимодействия военнослужащего с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует.
В основе возникновения воинской дезадаптации лежат различные факторы социального, медицинского, психологического и педагогического характера.
Экологические, экономические, демографические и иные неблагоприятные социальные факторы последних лет привели к значительным изменениям поведения, ухудшению здоровья, психической устойчивости подрастающих поколений. Число детей и подростков с выраженными проблемами в социальной адаптации постоянно возрастает. И в дальнейшей жизни именно они будут поступать для прохождения воинской службы. Для того, чтобы явление дезадаптации не стало характерно для вашего подразделения командиру подразделения необходимо правильно организовать процесс адаптации. Но адаптация, как и любой другой процесс, имеет свои затруднения и причин здесь несколько. Наряду с тем, что современному призывному контингенту характерны такие особенности как стремление к самоутверждению, общению, у него проявляется также несформированность мировоззренческих структур, поливалентность настроений, податливость внешнему воздействию, максимализм, способность к немотивационному риску. Более того, у многих военнослужащих отличается не только прогрессирующая отчужденность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессивность. Отдельным присущи психопатические черты характера, нервно психическая неустойчивость, наличие тревожности, отсутствие установки на предстоящую деятельности и др.
Интересные материалы:
Теоретико-методологические аспекты психологии экологического сознания
Сегодня важность психологического анализа взаимосвязей человека и природы находит все большее понимание среди исследователей. И все-таки экологическое направление в психологии пока не занимает должного места в комплексных исследованиях си ...
Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенч ...
Готовность детей к обучению
В России к этой проблеме одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Он рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития этих психических функц ...