Cущность и содержание процесса социально – психологической адаптации

Информация » Основные направления деятельности командира подразделения по адаптации военнослужащих к условиям прохождения воинской службы » Cущность и содержание процесса социально – психологической адаптации

Страница 2

Под социальной адаптацией

понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности [26, c.98]. Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации [26, c.99]. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства [28, c.255]. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность - сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации ("эффект Маугли") [29, c.156].

В зависимости от того, в каких условиях и на основании каких механизмов осуществляется приспособление к среде, выделяют различные виды адаптации

[6, c.144]:

Физиологическую

(взаимодействие различных систем организма), биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий);

Психологическую

(приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний, например повышение чувствительности глаз в темноте);

Социально-психологическую

(приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе).

Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно. Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с возможными ситуациями предстоящей деятельности, получил знания и сведения, необходимые для правильной ориентировки. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, приводить в равновесие внутреннее состояние с требованиями среды, вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни.

Рассматривая этапы вхождения личности в коллектив, обычно выделяют первичную и вторичную адаптацию

[7, c.58]. Первичная адаптация охватывает период первоначального включения личности (впервые в жизни) в деятельность коллектива, а вторичная - все последующие изменения в службе (переход на новую должность, переезд в другой город и т.д.). Адаптированностьличности может иметь, в основном, два уровня, зависящих от отношения личности к ценностям коллектива и отношения к новому члену [12, c.345].

1). Уровень поверхностной адаптированности

- внешнее принятие личностью норм коллектива, условное следование им в целях сохранения принадлежности к группе под давлением необходимости выполнения воинского долга. Изменения не затрагивают глубоких структур личности. При отсутствии контроля личность может легко вернуться к привычным способам поведения. Устанавливаемые контакты непрочны, мотивированы, как правило, только симпатией или антипатией. Эмоциональная удовлетворенность низкая;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Возрастные закономерности формирования межличностных отношений в детском возрасте
Межличностные отношения детей складываются не только благодаря механизмам межличностного взаимодействия, но и межличностной перцепции и коммуникации. Их проявление можно заметить, прежде всего, в общении. Важными механизмами межличностног ...

Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива
В ряде случаев эффективным средством воздействия со стороны на процесс образования мотива является внешнее внушение. Оно понимается как психологическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществляемого с по ...

Информационная основа деятельности
Информационная основа деятельности (ИОД) - совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовать деятельность в соответствии с вектором цель-результат. Эффективность профессиона ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru