Cущность и содержание процесса социально – психологической адаптации
– отражает особенности взаимодействия с социумом в разные периоды жизни (статусы и роли – ребенок, юноша, взрослый, старик).
Освоив социальные роли, человек может уверенно действовать в социальной среде.
К психологическим и социально-психологическим механизмам адаптации
[6, c.45] можно отнести следующие:
Импринтинг(запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.
Экзистенциальный нажим- овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание
- следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Идентификация(отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
Рефлексия-
внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
Освоение социальных ролей происходит в результате действия личностных, средовых и воспитательных факторов. Личностные факторы характеризуются личностными способностями и возможностями человека. Они определяются умственными, волевыми, силовыми потенциалами и состояниями человека. Наличие развитого интеллекта, сильной воли, устойчивой психики предопределяет быстрое и качественное освоение социальных ролей, освоение социальных функций. К средовым
факторам относятся: стимуляция со стороны СМИ, коллектива, группы, отдельной личности. Всякая среда создает стимулы для обретения человеком тех или иных социальных качеств, вынуждает изменяться, соответствовать требованиям поведенческим нормам и ценностным стереотипам данной среды. Воспитательные
факторы (влияние воспитателей, родителей) отражают содержание воспитательной деятельности в семье, образовательных учреждениях.
На каждого человека во время его социального становления влияет множество факторов личностного и общественного характера. Это обуславливает:
— относительную неорганизованность процесса социализации, заключающуюся в далеко не всегда предусмотренном и целенаправленном влиянии среды (стихийность);
— непроизвольное усвоение социальных норм и ценностей, которое происходит в результате взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением;
Интересные материалы:
Последствия просмотра мультфильма у дошкольников
1. Развитие восприятия. Как уже говорилось, в дошкольном детстве, частично и в младшем школьном возрасте, работа зрительного восприятия во многом зависит от кинестетического и осязательного канала. При просмотре любых мультфильмов, переда ...
Характеристика специализированных учреждений, осуществляющих
психосоциальную помощь
Система социальной работы, являясь общественной исторической системой, относится к классу сложных, открытых систем. Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует, обменивается информацией с другими системами (экономической, ...
Понятие структуры в психологии восприятия
Начнем с совершенно элементарных вещей. Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако психолог ...