Рекомендации по оптимизации памяти в различных видах деятельности
2. Каждое предложение кодируется идущими под ряд двумя-тремя-четырьмя словами (примерно од ной третью всех слов), находящимися как в начале, так и в середине или в конце (для разных предложений по-разному); при этом не указываются ни количество, ни длина отсутствующих слов (но отмечается, из какой части предложения взяты слова-подсказки). Приведем примеры таких кодировок для рассмотренных ранее предложений: "С Машей я познакомилась .", "С Машей я . -, " . познакомилась в очереди .", " . очереди к детскому стоматологу", " . друга сразу же .", " .же напиши ответ".
3. Каждое предложение кодируется только первым и последним словами, отсутствующая середина отмечается многоточием (исключение: если первое слово - вспомогательная часть речи, например, пред лог, частица или союз, то указывается и следующее за ним второе слово). Примеры такой кодировки: "С Машей . стоматологу", "Получив .ответ", "Юным . удача", "За огородом . сарая".
4. Каждое предложение кодируется только подлежащим и сказуемым с указанием многоточиями их местоположения в предложении (заметим, что иногда эти члены предложения могут выражаться и двумя-тремя словами). Примеры:" . я познакомилась .", " .напиши .", " . не улыбалась удача", " . виднелось два . сарая".
5. Каждое предложение кодируется двумя-тремя словами, которые приводятся в своей начальной грамматической форме (для существительных, прилагательных, местоимений и др. - именительный падеж единственного числа мужского рода; для глаголов - неопределенная форма и т.д.); отсутствующие слова не отмечаются никак; последовательность указываемых в кодировке слов может не совпадать с их последовательностью в предложении. Например: "познакомиться, стоматолог" ("Маша, очередь"); "ответ, письмо" ("друг, сразу"; "получить, написать"); "мошенники, улыбаться" ("юный, улыбаться"; "удача, улыбаться"); "сарай, огород" ("виднеться, два"; "ого род, маленький").
6. Содержание каждого предложения заменяется высказыванием с широким употреблением неопределенных слов типа: некто, нечто, что-то сделал, что-то собирался сделать, что-то не получалось, где-то, в не котором месте, в некоторое время, некая шутка, кое- что; а также: нечто маленькое, нечто крупное, что-то неприятное, некий человек, некое животное, некое здание и т.п. Приведем примеры такой кодировки рассмотренных выше предложений: "Некто с кем-то кое-где познакомился", "Если нечто от кого-то получил, то надо кое-что сделать", "В определенном месте виднелось два неких строения".
Установлено, что в запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение. При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст. Установка на запоминание способствует ему, т.е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти. То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности.
Большую роль запоминаний воспроизведении играют повторения. Их продуктивность в значительной степени зависит от того, в какой мере данный процесс интеллектуально насыщен, т.е. является не механическим повторением, а новым способом структурирования и логической обработки материала. В этой связи особое внимание должно обращаться на понимание материала и осознание смысла того, что с ним в процессе запоминания делается.
Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распределены во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. Распределение повторений в течение суток дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть[7].
Секреты эффективного запоминания.
1. "Нейтральное" восприятие материала - очень внимательное слушание информации без каких-либо ее оценок - положительных или отрицательных, а также без каких-либо посторонних мыслей; простое вслушивание и "выдумывание" в нее на основе установления логических связей между отдельными предложениями;
Интересные материалы:
Особенности восприятия интерьера
Эстетическое воздействие архитектуры тесно связано с особенностями эмоционального восприятия человеком двух видов форм - объемных в пространстве и пространственных.
Под термином "пространственная форма" следует понимать геометр ...
Сфера применения психосоциальной работы
Понятие «психосоциальный», с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания - социальные и психические проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой стороны, указывает способы решения проблемы, учитывающие ка ...
Межличностная совместимость и совместная деятельность в группе
Межличностные отношения являются составной частью внутригруппового взаимодействия и рассматриваются в его контексте. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности.
«Межли ...