Рекомендации по оптимизации памяти в различных видах деятельности
Далее (и это, пожалуй, один из наиболее важных моментов в тренинге!) ребенок еще раз просматривает лист с внешними опорами и вслух рассказывает (объясняет, аргументирует), почему каждая из этих опор помогает вспомнить нужное слово (т.е. что именно в ней содержится информация, связанная со словами и как именно ее надо использовать для вспоминания нужного слова), при необходимости ведущий задает вопросы, предлагает подсказки и т.п. Особо отметим, что такое рассказывание имеет смысл и необходимо даже и в том случае, если ребенок с первого раза быстро и правильно воспроизвел все слова. Такое проговаривание поиска, установления и использования смысловых связей, переводит их из ранга смутно осознаваемых операций (в которых смысловые связи учитываются далеко не полностью и о содержании которых ребенок знает лишь приблизительно) в ранг широко развернутых и отчетливо осознаваемых действий с максимальной представленностью в них всех смысловых связей [12].
Перечислим основные виды вспомогательных внешних опор, по которым совершается воспроизведение слов и которые стимулируют процессы смыслового анализа; их следует предъявлять в указанном порядке.
1.Каждое слово изображается простым схематическим рисунком - пиктограммой. Слова для этого подбираются вначале исключительно конкретного содержания (тема: собака, кастрюля, река), затем по степенно вводятся и абстрактные (тема: радость, уныние, тишина). При этом подсказки поначалу даются такие, которые по смыслу довольно тесно связаны с некоторыми словами (например, собака - собачья будка или ошейник, кастрюля - сковородка или половник, река - удочка или камыши), затем их смысловая связь становится все более отдаленной (собака - овца, кастрюля - стол, река - лужа).
2.Каждому слову соответствуют близкие ему по смыслу слова, иногда синонимы, например: радость - счастье, музыка - мелодия, кино - фильм, вертолет - самолет, шпага - меч.
3.Каждому слову соответствуют слова, находящиеся с ним в тесной ассоциации и обозначающие либо его характерную часть, либо неотъемлемый признак, либо просто близкие по смыслу понятия, например: собака - кошка, ухо - глаз, рука - палец, оркестр - барабан.
4.Каждому слову соответствует более общее, широкое по смыслу понятие, например: тюльпан - цветок, скумбрия - рыба, косынка - головной убор, или, наоборот, с более широким понятием связана слово- опора с более узким смыслом (эти же примеры, но в обратном порядке).
5.Комбинация вариантов № 2-4: одно слово кодируется по типу № 2, другое - по типу № 4 и т.д. в произвольном порядке. Включаются также и иные темы опор, например, антонимы (друг - врач, вечер - утро), эмоциональные характеристики понятий (победа - радость, тюрьма - печаль) и др.
6.Каждое слово кодируется несколькими входящими в него буквами (примерно одной третью), с указанием их местоположения в слове; это могут быть буквы как идущие подряд, так и разделенные промежутками, как из начала слова, так и из его сере дины или конца; как согласные, так и гласные, как редкие, так и широко распространенные. Примеры:
директор > дир…., рек , тор , д .р .т ., .и .е .о;
оркестр > орк…,….стр, .р .е .р, .рк .ст .;
боцман >бо….,….цм ., .о .ан.
7.Аналогично предыдущему, только каждое слово кодируется строго первой и последней буквами, на пример: директор > д р, кирпич > к ч, тишина > т а. При этом поначалу следует избегать размещения внутри одной серии слов с одинаковыми начальными и конечными буквами (директор - дирижер; кирпич - клич, тишина - трясина - тайна - тусовка), на последующих же этапах выполнения упражнения такие пары (или тройки, четверки) слов вводить на до, требуя от ребенка, чтобы он воспроизводил каждое их этих слов строго на своем месте в ряду.
8.Комбинация вариантов № 6 и № 7 (одно слово - но типу № б, другое - по типу № 7 в произвольном по рядке), а также и иные типы кодирования, например, по повторяющимся гласным (караван > а а а , серебро > е е ), согласным (саксофон - с с . окрошка ’ .к .к ., сдвоенным буквам (перрон > .pp .) и т. п.
Упражнения с рядами предложений
Материал для занятий - ряды несложных в смысловом и структурном отношении предложений, которые между собой по смыслу не связаны или связаны мало. Количество предложений в одной серии - от 6 ло примерно 30. Правила подбора, предъявления и воспроизведения предложений - сходны с описанными выше для рядов слов. Требуется дословное (или почти дословное) воспроизведение предложений в той же последовательности.
Перечислим основные виды вспомогательных внешних опор для воспроизведения предложений.
1. Каждое предложение кодируется 1-2-3 ключевыми словами и указанием приблизительной длины остальных слов в том же порядке, в котором они бы ли в исходном предложении; длина слова изображается длиной заменяющего его отрезка. Приведем примеры такого кодирования: предложение "С Машей я познакомилась в очереди к детскому стоматологу" > "-- --------- -- познакомилась -- ---------- ----- стоматологу"; "Получив от друга письмо, сразу же напиши ответ" > "------------- ---- ----------- письмо, ответ"; "Юным мошенникам никак не улыбалась удача" > "---------- мошенникам ----------- -- улыбалась -----------"; "За огородом виднелось два маленьких сарая" > "_ огородом ---------- два------------ ------ ".
Интересные материалы:
Особенности агрессивности и жестокости в
подростковом и юношеском возрасте
Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определенные внутренние предпосылки, способст ...
Социально-психологические предпосылки индивидуального стиля деятельности
В советской психологии говорилось о двух предпосылках, при которых возможно усвоение индивидуального стиля деятельности:
1) зона неопределенности деятельности, при которой одна и та же цель может быть достигнута различными движениями, це ...
Типологии групп пожилых, процесса старения и проблема адаптации пожилых
Многие авторы предлагают различные типологии людей пожилого возраста и процесса старения. Рассмотрим их. Я. Врублевский выделил шесть групп пожилых [16]:
– лица без признаков психических отклонений, сохранившие ясный ум и тенденцию к соц ...