Межличностная совместимость и совместная деятельность в группе

Информация » Исследование межличностной совместимости и срабатываемости в группе » Межличностная совместимость и совместная деятельность в группе

Страница 3

Другая классификация исследований в области психологической совместимости разработана Н.Н. и А.Н. Обозовыми [36]. Они описали следующие три подхода к изучению этого феномена:

- структурный – в соответствии с ним совместимость рассматривается как сходство или различие индивидно-личностных характеристик партнеров;

- функциональный – совместимость рассматривается как результат согласования внутригрупповых функций, или ролей, партнеров;

- адаптивный – в этом случае речь идет не столько о самой совместимости, сколько о ее последствиях, в виде развертывающихся между партнерами межличностных отношений.

Данная классификационная схема позволяет, на мой взгляд, более дифференцированно с точки зрения практического применения, подойти к обсуждению совместимости. Причем, безусловно, полезным моментом в построении схемы является включение в нее функционального, т.е. по существу деятельностного аспекта совместимости, хотя и рассматриваемого авторами в одном ряду с другими возможными планами анализа этого феномена.

Тип групповой деятельности способен влиять на содержание составляющих совместимости. Так, коллеги, имеющие вполне приемлемую совместимость в профессиональной деятельности (характеризующуюся функциональными параметрами) могут не иметь личностной совместимости во внерабочем общении, т.к. одно из значительных проявлений совместимости характеризуется сходством жизненных целей и интересов партнеров.

Необходимый исследовательский шаг в разработке обсуждаемой проблемы должен, по-видимому, состоять также в выявлении определенных (желательно имеющих количественные нормативные выражения) сочетаний разнообразных индивидно-личностных характеристик партнеров, отвечающих эмпирическим референтам совместимости. Вопрос о том, что же лежит в основе психологической совместимости людей: сходство индивидно-личностных особенностей или их комплементарность, а может быть, то и другое, вместе взятое, во многом еще не ясен и не до конца изучен. Впрочем, уточнению подлежит и сам «список» этих особенностей, ранжирование которых по их удельному весу в жизнедеятельности личности вряд ли возможно вне учета реального контекста социальных и психологических связей [22, 24].

Наконец, заслуживает внимания не редко ускользающий из поля зрения психологов план анализа психологической совместимости в системе взаимодействия «личность – группа». Как показано в кандидатской диссертации С.Е. Поддубного [41], учет именно этого аспекта совместимости крайне важен как для лучшего понимания процесса адаптации личности к группе, так и в целях оптимизации внутригрупповых взаимодействий, и, естественно, с точки зрения эффективности группового функционирования.

Далее, по сути данной работы, следует рассмотреть вопрос о совместной деятельности группы. Определить какая деятельность является совместной, что её характеризует и входит в её структуру, какие разновидности взаимодействия выделяются внутри совместной деятельности и наконец, от чего зависит и на что может влиять слаженность и эффективность такой деятельности.

Совместная деятельность является целостным феноменом, в котором концентрируются и интегрируются основные социально-психологические явления.

По мнению А.В. Петровского, «Каждый тип деятельности обладает своим диапазоном опосредованности межличностных отношений и их социальной ценности и, тем самым, коллективообразующей силой»» [38, с. 205-206]. Он считает, что особенности совместной деятельности группы оказывают влияние и на детерминанты совместимости членов коллектива.

При рассмотрении психологической структуры совместной деятельности необходимо отметить следующее [41]:

1) индивидуальные деятельности являются составными элементами или частями целостной совместной деятельности, поэтому их соотношение друг с другом целесообразно рассматривать как соотношение частей и целого;

2) индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную систему, так как реально она всегда, в конечном счете, включена в структуру совместной деятельности. Совместная деятельность при этом не является простой суммой составляющих её индивидуальных деятельностей, а существует как целое, которое больше суммы её частей;

3) включение индивидуальной деятельности в структуру совместной, неизбежно приводит к изменению самой структуры деятельности каждого отдельного её участника, однако, не за счет устранения или исключения каких-либо отдельных компонентов индивидуальной деятельности, а за счет их качественного изменения в условиях совместной деятельности (при это, индивидуальные деятельности сохраняют свою целостность и относительную самостоятельность).

К основным компонентам структуры совместной деятельности относятся:

1. Общая цель совместной деятельности. Она является важнейшим компонентом структуры и понимается, как идеально представленный будущий результат, к которому стремится общность индивидов (коллективный субъект). Общая цель может быть расписана в виде более частных совместных задач, поэтапное решение которых приближает коллективный субъект к достижению общей цели.

Страницы: 1 2 3 4 5

Интересные материалы:

Факторы, влияющие на прочность и удовлетворенность браком
Супружеское удовлетворение браком есть не что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей. В социологической науке су ...

Характерные особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте
В современной возрастной психологии, практикой образования принято младший школьный возраст относить к детям - от 6 (7) до 10 лет. А.А. Смирнов отмечает, что как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает ...

Психологические учения 17 века
Крупнейшим английским мыслителем XVII ст., объединившим эмпирический метод Ф.Бэкона с картезианским рационализмом, преодолевшим дуализм Декарта и придавшим материалистическому направлению механистическую форму был Т.Гоббс (1588 – 1679). ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru