Межличностная совместимость и совместная деятельность в группе

Информация » Исследование межличностной совместимости и срабатываемости в группе » Межличностная совместимость и совместная деятельность в группе

Страница 1

Межличностные отношения являются составной частью внутригруппового взаимодействия и рассматриваются в его контексте. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности.

«Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения — это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга » [40].

В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными. Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. Аспект межличностных отношений получил в отечественной литературе весьма широкое освещение [2, 7, 21, 23, 24, 27, 43].

Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм данного общества. Приятельские отношения находятся на этапе формирования готовности индивидов к дальнейшему развитию межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности и т.д.

Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия. Эмпатия – это способность к сопереживанию, определению эмоционального состояние другого человека, умение поставить себя на место другого человека с целью воспринимать внутренний мир другого, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, то есть – отклик одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней [36]. Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), а также чувственной (сопереживаемой) и действенной.

Межличностные отношения часто рассматриваются с позиции трехкомпонентной структуры взаимодействия людей [7]. Они включают следующие компоненты: когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный компонент предполагает осознание и объяснение для себя того, что устраивает или не устраивает в межличностных отношениях.

Аффективный компонент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающихся), к индифферентным (нейтральным) дизъюнктивным (негативным, разделяющим). Конъюнктивные чувства характеризуются проявлением различных форм положительных эмоциональных состояний, демонстрация которых говорит о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства предполагают проявление нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр. дизъюнктивные чувства характеризуются проявлением различных форм негативных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению.

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. Доброжелательное поведение, направленное на сотрудничество, реализуется в том случае, испытывают симпатию друг к другу или хотя бы один из участников взаимодействия нравится другому. Если же партнер не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Это два полюса поведенческого континуума, между которыми располагается большое количество интерактивных паттернов, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

Важная роль в формировании межличностных отношений принадлежит конкретным условиям, в которых люди общаются. Прежде всего, это связанно с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), ситуацией (обычная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами и т.д.

Как отмечает Е.С. Кузьмин «Целевая система в жизни групп и коллективов занимает ведущее место. Цели и задачи определяют все другие параметры малых групп: их количественный состав, организационную структуру, целесообразную плотность и связанность участников групп» [25].

Страницы: 1 2 3 4 5

Интересные материалы:

Анализ основных подходов к классификации видов памяти
Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений ...

Патохарактерологическое развитие глухих детей
Выделяют три группы патохарактерологического развития глухих детей (В.Ф. Матфеев, 1987). А - личности с повышенной возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью (40%). Отмечается двигательное беспокойство, раздражительность, повышенная о ...

Воля как психический феномен
Воля – форма психического отражения, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, проявляющаяся в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий. Понятие "воля" ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru